Фото: m24.ru/Роман Балаев
В Москве прошли выпускные вечера, со школой попрощались более 50 тысяч юных москвичей. Но через два месяца ряды столичных школьников пополнят свыше 80 тысяч первоклассников. Помимо обязанности хорошо учиться, у них есть определенные права, о некоторых из которых сами школьники порой не знают. Подробности – в материале m24.ru
На защите школьников стоят Конвенция ООН о правах ребенка, другие международные соглашения, а также действующее российским законодательство, в том числе закон "Об образовании".
В частности, статья 19-я Конвенции утверждает "право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации..."
Звонок – не только для учителя
Школьник имеет право и на охрану своего здоровья. По российскому законодательству, "образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса".
У школьников есть право на законный отдых в перерывах между уроками. Педагог, который заявляет, что "звонок звонит для учителя" и не отпускает детей на перемену, нарушает это право. Также у преподавателей нет полномочий покушаться на ваше каникулярное время. А учащиеся младших классов (с первого по четвертый) не должны получать задания и на выходные, кроме чтения художественной литературы. Число уроков не должно превышать пяти в день в начальной школе и шести – в основной.
Школьник не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом. Уборка территории, субботники и т.д. – дело сугубо добровольное, как и посещение любых мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
"Домашка", оценки, записки
Время на выполнение домашнего задания не должно превышать половины времени, затраченного на изучение этого предмета в классе. Иными словами, если у вас, например, два урока физики в неделю, то "домашку" по ней вы должны успевать сделать в течение одного урока (45 минут). Дополнительные 10–15 минут не в счет, но, если заданий столько, что приходится сидеть над ними, не отвлекаясь, по два часа, – это повод задуматься о нарушении своих прав.
Учитель должен заблаговременно уведомить о сроках и объеме письменных контрольных работ. Если проверку знаний устроили, не предупредив, – это нарушение. Кроме того, в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.
Еще у школьника есть право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Отметки за письменные работы сообщаются конфиденциально. Если педагог зачитывает результаты контрольной по списку или начинает при всем классе стыдить получивших плохие отметки – он нарушает их права.
Статья 16 Конвенции гласит, что "ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию". Среди прочего это означает, что учитель не вправе читать перехваченную в классе записку.
Есть свое мнение – высказывай
Оскорбления и тем более рукоприкладство со стороны учителей недопустимы – это прямое нарушение российского законодательства.
Если вы не согласны с оценкой за письменную работу, можно подать апелляцию. Для этого нужно обратиться к директору по учебно-воспитательной работе в течение двух дней после объявления оценки. Кроме того, школьник вправе требовать консультации по пройденному материалу, если пропустил урок по уважительной причине.
Школьники пользуются правом "на свободу ассоциаций и собраний".
В 12-й статье Конвенции ООН о правах ребенка сказано: "Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Таким образом, у школьника есть неотъемлемое право отстаивать свои взгляды и убеждения.
Учащиеся имеют право открыто высказывать свое мнение, предложения об изменениях в образовательной деятельности и о качестве учебного процесса на совете школы.
Школьники через своих выборных представителей могут ходатайствовать перед руководством школы о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников школы, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Учителя, классный руководитель, психолог, директор школы обязаны выслушать сообщения о ваших проблемах и оказать помощь.
Если учащиеся не согласны с решением администрации школы, то они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
Школьники имеют право использовать для выступлений школьную газету, стенгазеты, открытые микрофоны, ящик доверия, книги отзывов и предложений. Кроме того, они могут проводить во внеучебное время собрания, митинги по вопросам защиты своих прав.
Также можно добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские организации, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат уставу школы.
Не лишним будет ознакомиться с уставом школы – можно узнать много нового о своих правах.
Как рассказал в интервью m24.ru уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, в столичных школах с помощью квестов проверят, насколько хорошо ученики знают свои права. Игры для учащихся сейчас разрабатывают студенты Московского городского педагогического университета.