Новости

Новости

27 июня 2016, 17:17

Культура

10 неизвестных: Наталья Гончарова – от иконы до авангарда

Наталья Гончарова, Автопортрет, 1907

По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

21 июня исполнилось 135 лет со дня рождения самой значительной русской художницы первой половины XX века Натальи Гончаровой (1881–1962).

Наталья Гончарова "Хоровод", 1910

Наталья Гончарова "Хоровод", 1910

Правнучатая племянница жены А.С. Пушкина и близкая подруга Марины Цветаевой, Гончарова внесла огромный вклад в развитие русского авангарда. Сегодня цены на ее работы достигают рекордных отметок на аукционах, а не так давно специалисты выявили более 300 подделок, разбросанных по коллекциям всего мира, якобы принадлежащих кисти художницы. Именно благодаря Цветаевой сохранилось так много писем и воспоминаний о Гончаровой. Они познакомились в эмиграции в Париже, в 1928 году. Во многом через творчество Натальи Гончаровой и ее мужа Михаила Ларионова проходил культурный обмен между русским и французским авангардом, поэтому важность их поисков и открытий для русского искусства переоценить невозможно.

Наталья Гончарова "Крестьянские танцы", 1911

Наталья Гончарова "Крестьянские танцы", 1911

Гончарова начала заниматься живописью, когда ей было 20 лет, а в 1903 году на работы молодой художницы уже обратили внимание коллекционеры Морозов и Рябушинский. После этого она переходит в мастерскую к художнику Константину Коровину, но продолжает заниматься скульптурой. В 1909 году Гончарову отчислили из училища за неуплату счетов за обучение. Интерес к живописи особенно ярко проявился после поездки в Париж в 1906 году, где она попала на выставку Поля Гогена и смогла познакомиться с достижениями французских художников. Гончарова начинает экспериментировать с приемами кубистической живописи, фовизма и примитивизма, что нашло отражение в ее работах 1900-1910-х годов.

Наталья Гончарова "Натурщица на синем фоне", 1910

Наталья Гончарова "Натурщица на синем фоне", 1910

В 1910 году Наталья Гончарова сама организовывает свою первую персональную выставку из 22 картин. Она продлилась лишь один день и была закрыта. За представленную на выставке картину "Натурщица на синем фоне" Гончарову обвинили в порнографии. Этот факт привлек в художественном сообществе много внимания. Газета "Голос Москвы" от 25 марта писала: "Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом…" Автором рецензии был не кто-нибудь, а Владимир Гиляровский.

Наталья Гончарова "Четыре Евангелиста", 1911

Наталья Гончарова "Четыре Евангелиста", 1911

Помимо авангардных французских направлений в живописи Гончарова также изучает древнерусскую иконопись. Она создает ряд произведений в которых появляются религиозные образы архангелов, Богоматери, апостолов и евангелистов. В предисловии каталога к одной из выставок она писала: "Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, – а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем все, что я знаю на Западе".

Наталья Гончарова "Маленькая станция", 1911

Наталья Гончарова "Маленькая станция", 1911

Тем не менее влияние французских кубистов и итальянских футуристов, вместе с которыми Гончарова выставлялась на Парижских салонах, во многих работах было сильнее, чем поиски русских традиций. Включение цифр, текстов, наложение изображений друг на друга, смещение форм и контуров в "Маленькой станции" говорит о том, что Гончарова была знакома с живописью и графикой Пикассо, Брака, Боччони и пыталась освоить их стилистику. В 1911–12 годах Гончарова начинает развивать принципы лучизма, разработанные Ларионовым, и это направление становится следующим шагом на пути к обеспредмечиванию живописи русского авангарда.

Наталья Гончарова "Ангелы, мечущие камни на город" из цикла "Жатва", 1911

Наталья Гончарова "Ангелы, мечущие камни на город" из цикла "Жатва", 1911

В 1911 году Гончарова создает два цикла "Жатва" и "Сбор винограда", каждый состоит из девяти картин, выполненных в духе неопримитивизма. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных "бабах". Эти циклы относят к вершинам творчества Гончаровой. "Ангелы, мечущие камни на город" – это авторская интерпретация сюжета из Апокалипсиса, библейского откровения Иоанна Богослова. Интересно, что после персональной выставки 1913 года, картины из цикла "Жатва", которых сохранилось лишь семь, впервые были выставлены вместе лишь в 2013 году на выставке в Третьяковской галерее.

Наталья Гончарова "Велосипедист", 1913

Наталья Гончарова "Велосипедист", 1913

С Михаилом Ларионовым Наталья Гончарова познакомилась в 1900 году, и вскоре они поженились. В 1906 году в Лондоне Ларионов посетил выставку художника Уильяма Тернера, которая привела его к размышлениям о цвете в живописи. Он начинает воспринимать форму как отражение световых лучей и создает направление в живописи, которое получило название "лучизм". Во многом оно стало продолжением и развитием идей авангарда вообще, как русского, так и французского. Гончарова также создала несколько произведений в стилистике лучизма, но впоследствии вернулась к примитивным формам в живописи.

Наталья Гончарова, эскиз к декорациям 3-го акта оперы-балета Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок", 1913

Наталья Гончарова, эскиз к декорациям 3-его акта оперы-балета Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок", 1914

Гончарова и Ларионов были одними из наиболее ярких и активных участников художественной жизни начала 1910-х годов. Они принимали участие во всех знаковых выставках творческих объединений "Синий всадник", "Бубновый валет" и "Ослиный хвост". С 1913 года Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания Алексея Крученых и Велимира Хлебникова. С 1914 года художница по приглашению Сергея Дягилева оформляет театральную постановку "Золотой петушок" для "Русских сезонов".

Наталья Гончарова, "Павлин под ярким солнцем", 1911

Наталья Гончарова, "Павлин под ярким солнцем", 1911

Несколько лет Гончарова работала над серией, получившей название "Художественные возможности по поводу павлина". В мировом искусстве этот образ имел большое количество значений и интерпретаций. Гончарова изобразила павлина в десяти различных стилях. К примеру, у нее был павлин в египетском стиле, в виде "русской вышивки", футуристическом и кубистическом стилях и т.д. Цветаева видела эту серию в мастерской Гончаровой и писала о нем в своем эссе "Уличка". Она отмечала, что Гончаровой подчинялась любая живописная и графическая техника – масло, акварель, темпера, пастель, карандаш, цветные карандаши, уголь.

Наталья Гончарова "Завтрак", 1924

Наталья Гончарова "Завтрак", 1924

Гончарова стала одним из редких примеров гонения на художников в дореволюционной России. После нескольких столкновений с цензурой в 1914 году было арестовано 22 картины с персональной выставки Гончаровой в петербургском "Художественном бюро" Надежды Добычиной. Ее критиковали за использование авангардных техник в изображении религиозных сюжетов. В газетах писали: "Выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, лучистых пейзажей и подобной кубистической дребедени". В 1915 году, приняв приглашение Дягилева, Гончарова вместе с Михаилом Ларионовым приехали во Францию, где оставались до конца жизни.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика