Фото: ИТАР-ТАСС
В Москве полным ходом ведется реорганизация государственных театров, многие из которых перестали приносить доход и существуют на голом энтузиазме сотрудников. Некоторые столичные сценические площадки решено превратить в аналоги европейских многофункциональных культурных центров. Такие метаморфозы ждут, например, театры имени Гоголя и Ермоловой.
В текущем году городские власти выделили деньги на ремонт 20 театров. Кроме того, в некоторых учреждениях сменилось руководство и привычный репертуар.
Мы решили вспомнить о самых важных театральных переменах уходящего года.
Как театр имени Гоголя превратился в Гоголь-центр
Один из старейших театров столицы – театр имени Гоголя – в этом году начал претерпевать кардинальные перемены. Все началось с неожиданной смены руководства. В начале августа пост руководителя занял молодой режиссер Кирилл Серебренников, сменив Сергея Яшина, который вел театр в течение 25 лет. Директором департамент культуры Москвы назначил Александра Малобродского. Контракты с новыми сотрудниками заключили сроком на три года.
Кирилл Серебренников. Фото: ИТАР-ТАСС
И все бы ничего, ведь кадровыми перестановками нынче мало кого удивишь, но трупа театра выразила серьезные опасения за свое будущее. По словам сотрудников, Серебренников решил круто изменить формат одного из старейших столичных культурных учреждений. В первую очередь речь зашла о смене репертуара. Актеры рассказали, что новый худрук поочередно вызывает их на беседу и неугодным предлагает уволиться по собственному желанию.
Фото: ИТАР-ТАСС
В результате встревоженные актеры несколько раз выходили на уличные митинги, во время которых пытались привлечь внимание общественности к проблеме.
Ситуацию прояснил Серебренников, который заверил, что ни один из актеров не останется без работы.
В октябре театр, в котором отыграли последний публичный спектакль, закрылся на косметический ремонт, так как здание долгие годы находилось в удручающем состоянии.
С легкой руки Серебренникова также трансформировалось название культурного учреждения – театр стал Гоголь-центром. В нем решили ставить не только спектакли, но и транслировать артхаусное кино, проводить дискуссии, мастер-классы и поэтические чтения в камерных пространствах. В одном из помещений также собрались оборудовать репетиционный зал. К слову, подобную специфику сейчас имеет большинство европейских современных театров, нацеленных на рентабельность.
По словам нового худрука Гоголь-центра, шумиха, связанная с его назначением и последовавшими реформами, все-таки имеет одно неоспоримое преимущество – в театр устремились потоки заинтересованных зрителей и журналистов.
Добавим, что Серебренников – персона довольно деятельная. Он успешно сотрудничал с Мариинским и Большим театрами, подарил зрителю киноленты "Юрьев день", "Изображая жертву", в 2008-м начал руководить курсом в школе-студии МХАТ, а также работает над проектом "Платформа" на базе ЦСИ "Винзавод". Поэтому сомневаться в дальнейших преобразованиях, которые ждут Гоголь-центр, не приходится.
Увольнение Сергея Лысенко с поста директора "Новой оперы"
Смена директора театра "Новая опера" также не осталась незамеченной. По инициативе департамента культуры контракт с Сергеем Лысенко был расторгнут в одностороннем порядке. Причиной послужили "многочисленные претензии к организационной и финансово-хозяйственной деятельности".
Временно исполняющей обязанности директора "Новой оперы" стала председатель художественно-творческой коллегии и главный хормейстер театра Наталья Попович.
Сам Лысенко известие об отставке принял с негодованием и заявил о намерении подать в суд иск, требуя справедливости.
Бывший директор подчеркнул, что в течение 15 лет работы он не получил ни одного выговора или замечания касательно ведения дел "Новой оперы".
Неудавшиеся кадровые перестановки в Большом театре
Еще один переворот чуть было не произошел этой осенью в стенах Большого театра. Ряд деятелей российской культуры, в числе которых были замечены Геннадий Хазанов и Олег Табаков, написали обращение главе государства Владимиру Путину, попросив назначить на пост директора театра артиста балета Николая Цискаридзе. Однако письмо осталось без ответа и Большим по-прежнему руководит Анатолий Иксанов.
Комментируя инициативу авторов послания, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой в своем блоге выразил недоумение по поводу необходимости смены директора.
Николай Цискаридзе. Фото: ИТАР-ТАСС
"Вряд ли подписанты не понимают, какую гигантскую работу сделал Иксанов. Вытащив Большой театр из руин – в прямом и переносном смысле слова. Вряд ли они не понимают, что Николай Цискаридзе не может руководить таким сложным коллективом как Большой театр", - подчеркнул Швыдкой.
Как бы там ни было, начальником Цискаридзе не стал, а с Анатолием Иксановым министр культуры РФ Владимир Мединский продлил контракт еще на два года.
Назначение Евгения Каменьковича директором "Мастерской Петра Фоменко"
В текущем году сменился директор театра "Мастерская Петра Фоменко". Пост Петра Наумовича, ушедшего из жизни 9 августа, занял режиссер Евгений Каменькович. Решение о назначении было принято столичным департаментом культуры 27 августа. Ранее трупа театра единогласно поддержала кандидатуру Каменьковича, который много лет трудился в "Мастерской" вместе с ее основателем Петром Фоменко.
Олег Меньшиков в театре Ермоловой
Прежнего художественного руководителя театра Ермоловой 82-летенего Владимира Андреева сменил актер и режиссер Олег Меньшиков. Идейный и активный Меньшиков задумал превратить театр в аналог европейского культурного центра, включающего специализированную школу и библиотеку.
Интересно, что кандидатуру нового худрука предложил сам Андреев, отметив, что его поддержали и другие сотрудники театра.
Олег Меньшиков. Фото: ИТАР-ТАСС
"Меньшиков знает этот театр, он прикасался к его традициями, и сейчас он увлечен этой идеей", - заверил Андреев.
Добавим, что новым директором театра стал Илларион Смирнов, сменивший Марка Гурвича. Гурвич уволился по собственному желанию.