Фото предоставлено создателями платформы
Инвестиционная группа "Коперник" представила новый музыкальный сервис Musimatix – интернет-платформу, позволяющую с одинаковым успехом подобрать текст на готовую музыку и наоборот – музыку на готовый текст. При кажущейся несерьезности задумки Musimatix ( "music" и "mathematics") – это одна из самых необычных коллабораций физиков и лириков, рассчитанных на очень серьезные перспективы. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев встретился с создателем платформы Александром Сенаторовым.
– В создании подобного рода проектов меня в первую очередь всегда интересует, как такие идеи приходят людям в голову?
– В каждом случае по-разному. Предположим, вас в музыкальной школе учили играть каденции Паганини, а вам нравится битловская Let It Be. Однажды мне подумалось, что если я буду играть одно, а петь на этот мотив совсем другое, то, возможно, получится неплохо. Попробовал – получалось неплохо, да еще и с учетом природного артистического обаяния (смеется).
Однажды мы обсудили эту идею с моим другом, одноклассником Леонидом, и решили попробовать сделать и запустить такой проект. Зачем? Ну, во-первых, это красиво, интересно и оригинально. Кроме того, мы увидели пути решения этой амбициозной задачи. Встреча с нашим третьим партнером была ознаменована смешным диалогом: "Как вы меня нашли?" – "Нам вас порекомендовали как опытного лингвиста, разбирающегося в стихотворчестве". – "Не только! Я еще самый главный и самый умный по стихам".
Так и сложилась команда людей, которые стали делать сервис Musimatix как гремучую смесь из музыки и математики. В общем, родилась из увлечения по переделыванию песен. Попыток на мелодию одной песни пропеть стихи совершенно другой, что-то подобрать и переиначить. В итоге мы эту забавную идею довели до математического совершенства. В этом и суть нашего сервиса, который подбирает музыку к словам и наоборот, используя ритмико-лингвистический анализ.
– Вряд ли вы, создав команду из профессионалов высочайшего уровня, ставили перед собой сугубо развлекательные задачи. Наверняка сразу или почти сразу возникли идеи по функциональному применению?
– Мы знаем рынок, но только при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что игрушка, которую мы придумали, оказалась намного многограннее, интереснее и полезнее, чем она выглядит на первый взгляд. Тут почти как в песне Джона Леннона Imagine – представьте себе, что вы идете где-нибудь на улице, и у вас в голове звучит мелодия. Понятно, поскольку мы люди творческие, эта мелодия сопровождается стихами. Причем, часто даже самих стихов-то и нет, а есть просто цепляющий чем-то мотив.
Первое, что мы придумали и в направлении чего двинулись, выглядит так: вы поете мелодию в диктофон, происходит некая магия, умный анализ, и в результате вы получаете из базы стихов подходящие к этой мелодии рифмы. Тут есть определенная проблема: какими стихами базу лучше наполнять? Стихов много: есть откровенная графомания, есть хорошие стихи, есть классическая поэзия. И главное, что, скорее всего, должен быть новый контент, состоящий из только что сочиненных строк.
Дальше все должно быть предельно просто: вы нажимаете кнопку, и система под вашу мелодию находит подходящее сочетание. То, в котором мелодия и стихи прозвучат наиболее гармонично. Звучит, как какое-то волшебство, но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что это вполне возможно и делается легко. Особенно интересно, если ты еще можешь, покрутив в мобильном телефоне кнопочки, задать тематику этих текстов. Запросить настроение или текст от первого лица, даже с матом, неважно. В общем, такая интересная семантика. В этом ничего сложного, потому что можно расставить много тэгов на текстах, и таким образом они будут семантизироваться. Сейчас мы еще не добились полного распознавания звука, но уже понимаем, как это делать, благо сегодня много кто умеет со звуком работать.
Фото предоставлено создателями платформы
– Насколько в вашу схему вписывается участие в построении системы самих пользователей, тех творческих людей, на которых она рассчитана в первую очередь?
– Вписывается абсолютно гармонично! Все слышали модное словосочетание "нейронные сети", которое сейчас звучит достаточно часто. Эти нейронные сети нас опутывают и связывают. В результате этого проекта хочется построить большую многопользовательскую систему, в которой будет очень много человек. Они будут постить туда тексты, забивать какие-то наброски музыки. В общем, полноценно существовать в системе Musimatix. И главное, они будут сообщать системе, как все сложилось. За счет современных алгоритмов машинного обучения нейронной сети, мы сможем наделить систему еще большим интеллектом. То есть она сможет, не только делать выводы, основываясь на каких-то заложенных нами алгоритмах, но и находить решения, анализируя то, что предложили сами пользователи. То есть, если пользователи несколько раз отметили соответствие музыки и слов как хорошее, подходящее, нейросетевой алгоритм это может впитать и дальше выдавать ещё более точные результаты.
– Вероятно, разрабатывая Musimatix, вы ориентировались и на его участие в формировании неких отраслей шоу-бизнеса?
– Безусловно! Для начала этот сервис позволит как профессиональным участникам рынка, так и людям, которые только приходят на него, складывать свои первые стихи, мелодии, песни. Они получат систему, объясняющую, подходит ли то или иное стихотворение к определенной мелодии. Мы пришли к пониманию того, что можем научить людей, умеющих петь и играть, еще и аранжировать свои замыслы. Кроме того, в формате нашего сервиса будет выполняться проверка на аутентичность произведений, проверка на плагиат, на авторские права. В какой-то степени сервис будет формировать тренды. Это будет происходить в зависимости от того, на какие мелодии, какую музыку мы будем обращать внимание. Исходя из того, сколько будет попыток на нахождение оригинальной песни или мелодии, объявленной на конкурсе. Отдельный вопрос – наше взаимодействие с людьми, с музыкальным сообществом, теми, кто формирует музыкальные вкусы.
Фото предоставлено создателями платформы
– То есть речь идет о формировании общественного мнения, влияния на общую музыкальную картину?
– Скорее, о формировании каких-то правил. У нас на сегодняшний день есть некоторое количество меценатов, заинтересованных в создании оригинального контента на разные темы. Есть заказ на музыку к фильмам, заказ от благотворительного фонда на создание детских колыбельных. Дети плохо спят – почему не попробовать решить эту проблему? Мы понимаем принципы и логику и делаем свое дело, базируясь на сугубо математической модели.
– Вас непременно обвинят в пособничестве к бунту машин, ведь вы фактически автоматизируете один из последних интеллектуальных бастионов – творчество.
– Это не так. Сервис делает то, что должна делать машина: он выбирает текст из тысяч возможных, оставляя человеку пространство для творчества.
Фото предоставлено создателями платформы
– Ваша концепция определенным образом заложена и в самом названии Musimatix, когда ждать вашего явления миру?
– Сейчас он стартует в закрытом режиме, но с сентября мы уже запустим его в полном варианте. Сервис разрабатывается как мультиязычный. Мы пока не знаем, как много языков сможет освоить, но точно будет английский как основной и русский. Самое интересное кроется именно в названии – Musimatiх. Я как человек, много лет занимающийся автоматической обработкой самых разных текстов, даже не стихотворных, знаю, что на сегодняшний день мы в этом направлении можем сделать очень много. Как ни крути, но именно компьютеры способны выполнять самые сложные и интересные задачи. Существует определенный, человеческий общепринятый месседж – в зону творчества компьютер пускать нельзя, творчество – это святое и так далее. Мы ни в коем случае не пытаемся это разрушить. Компьютер может тем или иным образом способствовать процессу, сделать его быстрее, лучше и точнее. Мы открыты для самых разных идей, касающихся взаимодействия компьютеров, музыки и текста. Особенно нам интересны люди, понимающие, что компьютер на самом деле может, а что, как им кажется, пока считается невозможным.