Новости

Новости

08 августа 2016, 18:00

Культура

10 неизвестных: монстры, лестницы, воронки и ключи Иеронима Босха

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Иероним Босх, Алтарь "Сад земных наслаждений", 1504–1505

9 августа исполняется 500 лет со дня смерти величайшего художника Северного Возрождения Иеронима Босха, чьи фантастические герои до сих пор оставляют искусствоведам больше загадок, чем ответов.

Иероним Босх "Святые отшельники", триптих, 1505

Иероним Босх "Святые отшельники", триптих, 1505

О Босхе на сегодняшний день мы знаем не так много. Этот художник родился в городе Хертогенбос, который расположен в Северной Фландрии. Сегодня там открыт крупнейший центр по изучению творчества великого живописца с копиями всех его произведений, но даже здесь, на родине мастера, исследователи затрудняются дать однозначный ответ на вопрос – откуда на картинах XVI века могли появиться все эти монстры.

Иероним Босх Иероним Босх, Алтарь "Сад земных наслаждений", внешние створки, 1504–1505

Иероним Босх, Алтарь "Сад земных наслаждений", внешние створки, 1504–1505

Судя по всему, Босх прославился еще при жизни, но величайшим мастером Северного Возрождения его стали считать не так давно. Конечно, большой вклад в эту популярность внесли художники XX века – футуристы, кубисты и сюрреалисты, для которых творчество Босха стало буквально источником вдохновения. Авангардисты считали Босха если не своим предтечей, то единомышленником уж точно.

Иероним Босх "Ecce Homo", 1485

Иероним Босх "Ecce Homo", 1485

О происхождении Босха практически мы практически ничего не знаем. Скорее всего, его отец и дед были художниками и даже могли содержать собственную мастерскую, выполнявшую различные заказы на религиозные образы для церквей или частного использования.

Иероним Босх "Распятие Христа", 1480–1485

Иероним Босх "Распятие Христа", 1480–1485

Возможно, Босх учился именно у своего отца Антония ван Акена. Псевдоним Босх, произошедший от сокращенного названия города Хертогенбоса, впервые упоминается в документах 1480 года. Этот псведоним Иероним и перенял у отца.

Иероним Босх "Святой Иоанн на Патмосе", 1505

Иероним Босх "Святой Иоанн на Патмосе", 1505

Так как до Босха в живописи ни у одного другого художника подобные образы не встречаются, то скорее всего, Босх заимствовал эти идеи не в отцовской в мастерской. Нужно понимать, что набожное религиозное общество северных европейских стран считало образы, созданные Иеронимом Босхом "чертовщиной". Но на самом деле, в них был заложен куда более глубокий смысл, чем желание спровоцировать прихожан в церкви к конфликту на религиозной почве или заработать себе дурную славу.

Иероним Босх "Извлечение камней глупости", 1480

Иероним Босх "Извлечение камней глупости", 1480

Подтверждения тому мы находим во множестве свидетельств, оставленных современниками. Доминик Лампсоний в 1572 году писал, что "инфернальный" характер образов Босха стал результатов духовного прозрения: "С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны".

Иероним Босх "Молитва святого Иеронима", 1505

Иероним Босх "Молитва святого Иеронима", 1505

Искусствоведы уже несколько десятилетий исследуют произведения Босха, чтобы составить универсальный словарь образов и их трактовок. Так они пришли к выводу, что лестница может служить символом пути к познанию в алхимии или полового акта, перевернутая воронка является атрибутом мошенничества или ложной мудрости, а ключ оказывается прообразом познания или полового органа. Но это не значит, что образы Босха действительно универсальны.

Иероним Босх "Страшный суд", центральная часть триптиха, 1504

Иероним Босх "Страшный суд", центральная часть триптиха, 1504

Скорее всего, помимо религиозных источников и религиозной философии, Босх черпал вдохновение из нидерландского фольклора, преданий и пословиц.

Иероним Босх "Мученичество святой Либераты", 1500–1503

Иероним Босх "Мученичество святой Либераты", 1500-1503

Стиль Иеронима Босха уникален и не имеет аналогий ни в нидерландской, ни в какой либо другой современной художнику живописной традиции. По всей видимости, у него не было учеников и последователей, и вокруг его творчества не сложилось какой-то стилистической школы. Все это, безусловно, усложняет интерпретацию: будь у художника хоть один ученик, его творчество при сопоставлении с картинами Босха, могло бы пролить свет на значения загадочных символов.

Иероним Бос, "Воз сена", центральная часть алтаря, 1500-1502

Иероним Бос, "Воз сена", центральная часть алтаря, 1500-1502

Наверное, искусствоведы, медиевисты и философы, никогда не разгадают всех загадок, оставленных Босхом, но, по крайней мере, мы должны быть благодарны им за то, что во многих музеях мира шедевры, вышедшие из-под кисти этого художника, бережно охраняются и доступны самой широкой аудитории.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика