Фото: m24.ru/Михаил Сипко
В новых маршрутках начали работать контролеры, проверяющие оплату проезда. Об этом m24.ru рассказал исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян. На всех маршрутах, на которых работают по госконтракту частные перевозчики, начали выявлять безбилетников контролеры ГКУ "Организатор перевозок". Новый стандарт городского наземного транспорта начал действовать с 9 мая этого года.
"Вся новая система городского транспорта заработала полностью, включая контрольные функции. Функция сотрудников "Организатора перевозок" – контролировать, в том числе и безбилетный проезд. На всех новых маршрутах уже данные проверки проходят", – пояснил Блудян.
Во всех новых коммерческих автобусах имеются валидаторы, с помощью которых проезд можно оплатить билетами "ТАТ", "90 минут", "Единый" и картой "Тройка", а также воспользоваться социальными картами москвича, картами студента и учащегося. С начала года новые коммерческие автобусы перевезли уже 11 миллионов пассажиров, более четырех миллионов из них – льготники.
Сейчас штраф за безбилетный проезд в городском общественном транспорте составляет 1000 рублей, за проезд по чужой социальной карте – 2500 рублей.
Следят за соблюдением правил в новых автобусах сотрудники ГКУ "Организатор перевозок". Они контролируют, чтобы салон был чистым, без несанкционированной рекламы и объявлений, также проверяют, соответствует ли температура в салоне требованиям госконтракта, исправно ли работает оборудование. С помощью специального мобильного приложения контролеры могут в режиме онлайн передавать властям всю информацию о нарушениях перевозчика.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что на новых маршрутах городского транспорта, работающих по госконтракту, нужен усиленный контроль. "Когда обязанность продажи билетов возлагалась на водителя, как это было раньше во многих маршрутках, то он сам осуществлял контроль оплаты проезда. Если оплата осуществляется путем использования электронного билета через валидатор, то конечно необходим усиленный контроль, тем более там нет турникетов", – пояснил Янков.
По его словам, после введения новой системы оплаты проезда, в маршрутках появилось много безбилетников. "Думаю, что "зайцев" в таких маршрутах стало больше, после того, как водители перестали продавать билеты. Поэтому и контроль должен быть соответствующий, – подчеркнул эксперт. – Я в целом за отмену турникетов, но чтобы был усиленный контроль".
Ссылки по теме
- Для водителей новых маршруток разработают единую форму
- На "Яндексе" может появиться карта движения коммерческих маршруток
- Контролеры смогут блокировать "чужие" социальные карты
Сопредседатель организации "Город и транспорт" Александр Морозов считает, что при контроле оплаты проезда нельзя надеяться на человеческую честность. "Человеческая советь – худший контроллер. Если никто не будет контролировать, заплатил ли пассажир деньги, то значительная часть людей не станет этого делать. Это на уровне психологии", – пояснил он.
По его словам, при прежней системе оплаты в маршрутках должного контроля проезда пассажиров также не было. "Раньше водитель маршрутки просто мог не ехать, если ему не оплатили проезд, и это всегда было источником конфликтов. Никаких штрафов он не имел право накладывать, но были случаи, когда пассажиры проезжали без билетов, – отметил эксперт. – Водитель – это не контролер, он обязан обеспечить график движения и безопасность пассажиров".
Морозов добавил, что с появлением контроллеров в новых автобусах снизится число безбилетников. "Здесь вопрос в величине штрафа за безбилетный проезд и в стоимости абонемента на месяц. Если штраф 100 рублей, а билет стоит 50 рублей, то понятно, что мало, кто будет оплачивать проезд. Когда же штраф тысяча рублей, то тут человек понимает, что выгодней просто купить абонемент на месяц и спокойно ездить", – заключил эксперт.
Автобусы частных перевозчиков, работающих по государственному контракту, в ближайшее время появятся в сервисе "Яндекс.Транспорт". В дальнейшем все выходящие на маршруты новые коммерческие автобусы будут автоматически попадать в базу этого и других сервисов, которые сообщают о движении наземного общественного транспорта.