Фото предоставлено автором
На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, приобретаем новый опыт, новые знания. Наверняка каждый из нас помнит свою первую учительницу. Этот волнительный момент: 1 сентября, первый раз в первый класс… С тех пор учителя сопровождают нас по жизни. Это не просто человек, который передает свои знания. Настоящий педагог вдохновляет исследовать, изучать, разбираться в предмете все лучше и глубже.
Несмотря на всю благородность профессии учителя, не секрет, что в России существуют определенные проблемы с преподавательскими кадрами, особенно в маленьких городках. Тем не менее, сейчас все школьники после 11 класса сдают единый экзамен и, само собой, средний балл в крупных городах выше чем, скажем, в сельской школе.
Разумеется, здесь хочется спросить – как сделать так, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону? Корреспондент m24.ru отправился в Калужскую область в лагерь "Территория лета", где энтузиасты из проекта "Учитель для России" при поддержке государства и НИУ ВШЭ стараются решить этот вопрос.
Твори добро
Фото предоставлено автором
Основная идея проекта заключается в том, что лучшие выпускники российских вузов, которые в силу образования могут преподавать базовые школьные дисциплины (скажем, математику, обществознание или историю), при помощи специалистов Высшей школы экономики проходят педагогическую переподготовку, которая позволит им работать в обычных российских школах.
Вся программа рассчитана на два года, после чего молодые учителя получают диплом НИУ ВШЭ о переподготовке по специальности преподавателя. Кроме того, за время программы, юные педагоги проходят огромное количество различных тренингов от известных бизнесменов и в результате через два года могут выбрать: продолжить работу в школе или организовать свой собственный стартап в сфере образования.
Откуда берутся школы
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Параллельно с обучением будущих преподавателей, руководители проекта принимают заявки от школ, которые хотели бы пригласить к себе на работу молодых учителей. Как рассказала один из руководителей проекта, выпускница СПбГУ Алена Маркович, предпочтение отдается обычным школам со средними или ниже среднего показателями по ЕГЭ.
Также важным является наличие сложного социального контекста в образовательных учреждениях, то есть преимущество имеют те школы, где учится много детей из малообеспеченных семей, беженцев или приезжих. Основным требованием здесь является желание руководства школ внедрять в свою деятельность новые учебные методики и повышать качество обучения, что в целом должно привести к выполнению нового образовательного стандарта России.
Мнение эксперта
Я всесторонне поддерживаю данный проект, ведь это замечательный пример государственно-частного партнерства. Это очень хорошо, когда частные лица выступают с собственными инициативами в социальных сферах, в первую очередь – в образовании. Благодаря им в наших школах выросло количество молодых кадров, свежих и мотивированных. Мы обязательно будем находить пути для расширения нашего участия в данной программе и надеемся, что ее географический охват также расширится в ближайшее время. Я хотел бы особенно подчеркнуть, что такой подход, включающий внедрение современных технологий, значительно повышает наши шансы выполнить новый образовательный стандарт.Заявка на победу
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Отбор кандидатов в учителя происходит следующим образом – в течение года студенты отправляют свои заявки. Эти обращения включают в себя довольно большую и подробную анкету с резюме, а так же эссе в свободной форме, в которой кандидат рассказывает о причинах, побудивших его попробовать себя в такой непростой, но очень важной профессии. Далее все потенциальные учителя проходят личное интервью через Skype.
Третий этап – очный. Будущие преподаватели проводят так называемый "День в школе", который на практике выглядит как привычный всем assesment (оценка – прим. ред.). Если вкратце, всех участников делят на группы, в которых они выполняют различные задания. После этого они участвуют в имитационных играх, в ходе которых проводят обычный урок, урок на замену, а также "сидят" в педсовете.
Все это время за их работой наблюдают профессиональные HR, тренеры и педагоги. Разумеется, в ходе третьего этапа профессионалы оценивают и общие знания по школьным предметам, которые будущие учителя собираются преподавать.
По завершении этого этапа кандидаты проходят собеседования с методистами по результатам своей работы.
Летний Хогвартс
Фото предоставлено автором
Последним этапом является пятинедельный блок интенсивных тренингов, который называется "Территория лета". Для этого всех кандидатов собирают в одном месте (в этом году основной площадкой стал санаторий "Вятичи" в Калужской области). Здесь, будучи оторванными от городской суеты, молодые учителя полностью погружаются в процесс подготовки к выходу в школы.
Самое главное здесь то, что в лагере участвуют как новички, которые только собираются выйти в школы в сентябре, так и те, кто уже отработал свой первый год. Таким образом, учителя с годовалым стажем уже могут поделиться опытом со своими преемниками.
В течение первой недели все кандидаты проходят психологические тренинги, где профессионалы рассказывают им, как правильно обращаться с детьми с педагогической точки зрения.
Фото предоставлено автором
Вторая, третья и четвертая недели – это так называемый выход "в поля". Здесь основной задачей будущих учителей является организация летнего лагеря для детей с нуля. Они набирают себе группы подростков, которых родители отдают в лагерь на добровольной основе и начинают работать с ними, разрабатывая различные проекты. Так, в этом году один из кружков разрабатывал журналистский проект, другой сделал целую комнату, где к потолку были подвешены модели простейших микроорганизмов, населяющих нашу планету.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
И, наконец, во время пятой недели, когда будущие учителя возвращаются из летнего лагеря, известные бизнесмены и тренеры выступают для них в качестве спикеров и проводят различные лекции, где в том числе рассказывают о том, как создавать свои собственные стартапы, какие бизнес-модели можно применять и многое-многое другое.
Выход в свет
Фото предоставлено автором
После того, как будущие учителя прошли все этапы подготовки, их направляют в школы. В первый пилотный год работы программы 42 молодых учителя вышли в школы Москвы и Московской области. В этом году в программу вошли школы Калужской и Воронежской областей и туда отправятся уже около 90 молодых учителей.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
За работу молодые специалисты получают стандартный учительский оклад плюс стипендию, которая компенсирует им затраты на жилье. Сама программа финансируется Министерством образования и губернаторами. Также финансовую помощь программе оказывает и Сбербанк.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Конечно, новые учителя не остаются без поддержки. С ними постоянно работает куратор, который следит за их успехами и помогает разобраться в сложных ситуациях. Кроме того, ежемесячно проводятся общие собрания учителей с методистами, в ходе которых они вместе разбираются со всеми своими успехами и неудачами.
Что скажут сами учителя
Ярослав, выпускник РАНХиГС, преподаватель истории, обществознания, права и экономики в селе Покровское Свердловской области:
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Я сам из многодетной семьи, поэтому что такое "сложный социальный контекст" я знаю не понаслышке. Именно поэтому я решил попробовать себя в преподавательской деятельности именно через этот проект – он предполагает работу в школах, где дети с самых ранних лет могут сталкиваться с вполне взрослыми проблемами.
До этого я полтора года проработал HR в страховой компании, но мне надоела бумажная работа, так что я решил попробовать что-нибудь другое. Раньше я часто работал вожатым в детских лагерях, поэтому идея работы преподавателем пришла практически сразу.
Индира, преподаватель русского языка и литературы в московской школе № 651:
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Я раньше работала в крупной компании на неплохой должности, но со временем решила что-то поменять. Мне хотелось приносить обществу больше пользы, поэтому я и решила стать учителем. В ходе занятий в детском лагере я вела для детей факультет журналистики, и мы вместе с ними сделали серию интервью. Мне очень нравится работать с детьми и самое главное, что результат моей работы видно всегда. Это вдохновляет.
Катя, выпускница Санкт-Петербургского ФИНЭк по специальности маркетинг и производственный менеджмент, преподает экономику и литературу в школе № 554 в Зюзине:
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Сначала, когда я увидела рекламу проекта "Учитель для России", начала активно рассылать ее своим друзьям и знакомым. Потом я решила, что и сама могу поучаствовать. Завершив обучение по программе, вышла работать в школу.
За прошлый год у нас было огромное количество различных проектов, и мне приятно, что директор школы, завуч и другие учителя поддерживают мой энтузиазм. К примеру, в прошлом году мы проводили "Неделю словесности" сразу на пять школ. Проект получился настолько успешным, что нас попросили сделать его ежегодным, и уже в этом году к нему присоединятся еще 10 новых школ.
Еще у нас был лагерь "Лингвистическая весна". Его основной идеей была попытка объяснить детям, что язык – это важный инструмент для общения между людьми. Мы приглашали людей с различными диалектами английского языка чтобы показать, насколько они могут различаться.
Еще в прошлом году я ездила в Португалию на образовательную конференцию, где узнала много нового, поделилась с иностранными коллегами своим опытом и тоже узнала много нового. В том числе, я привезла оттуда одну интересную технологию которая, надеюсь, вскоре начнет распространяться и в наших школах.
В заключение
Фото предоставлено автором
Принять участие в программе может каждый. Для этого нужно оставить заявку на сайте по ссылке ниже. Двери школ всегда открыты для молодых учителей, которые желают помочь детям набраться необходимых во взрослой жизни знаний.
Александр Лесных