На днях в Москве завершился V Международный фестиваль короткометражных фильмов Konik. В программе этого года значилось 40 фильмов, а среди участников были как абсолютно новые имена, так и уже заявившие о себе режиссеры, такие как Аксинья Гог и Анна Саруханова.
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Один из членов жюри фестиваля режиссер Владимир Котт рассказал сетевому изданию m24.ru, сможет ли короткометражное кино вытеснить полный метр и почему стало модно участвовать в киноальманахах. При этом о своих новых работах режиссер рассказывать не захотел, поскольку они пока не закончены. Владимир Котт лишь отметил, что завершил съемки фильма для Первого канала, рабочее название которого "Уголь".
– Владимир, какие собственные итоги конкурса фестиваля Konik вы можете подвести?
– Во-первых, я был приятно удивлен тем, насколько сильная программа короткометражных фильмов именно на этом фестивале. На других смотрах, в которых я участвовал в качестве члена жюри, программа была гораздо слабее. На Konikе же наблюдался очень серьезный подход к выбору фильмов для конкурса.
Во-вторых, порадовал не только уровень актерского мастерства, но и то, как фильмы сделаны, уровень режиссуры. Во многих работах снялись очень известные актеры, причем совершенно бесплатно. Поэтому есть ощущение, что короткометражное кино стало нужным.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: KONIK Film-Festival
Мы с другими членами жюри часа три обсуждали, каким фильмам дать награды. В итоге Гран-при достался ленте "Москва Мама Монреаль" режиссера Дмитрия Гайтяна. В этом фильме хорошо все – и операторская работа, и актерская игра, и история, и сценарий, и режиссура. Работа Григория Коломийцева "Мария" получила приз за лучшую режиссуру. Это довольно банальная история про отношения матери и сына, но при этом рассказана она каким-то невероятно поэтическим языком. И сделана картина нестандартно: у Григория какой-то особый взгляд на мир. Вот это и есть, собственно, режиссура, особый взгляд. Отметили спецпризом за лучший сценарий фильм "Машина". Если бы фестиваль был немного другого формата, то эта лента гарантированно получила бы Гран-при. В ней играют не профессиональные актеры, но делают это очень убедительно. Даже не играют, а живут, что очень подкупает.
– Выбор, как я понимаю, был не самым простым?
– Он был не простым, поскольку мы, члены жюри, попали в некие тиски, связанные с тем, кому давать награды – жанровому кино, драме или авторскому кино. Аналогичный конфликт часто случается и на крупных фестивалях с полнометражными фильмами в конкурсе. Например, мы дали два приза фильму "Ну, здравствуй, Оксана Соколова!" – за монтаж и за актерскую игру Виктору Добронравову. Эта картина, в принципе, также могла бы получить Гран-при, но она немного не дотягивает по своей глубине. Это жанровая история в чистом виде, мастерски сделанная. Мы ее отметили наградами, но решили, что по формату фестиваля все-таки должно быть больше драмы, тяжелого кино.
– По вашим ощущениям, короткометражное кино стало таким же серьезным игроком на кинематографическом поле, как и полный метр?
– Абсолютно. И произошло это за последние два-три года, когда короткометражное кино перестало быть беспомощным и стало реальной путевкой в жизнь для следующего полного метра, для дебюта. Продюсеры сейчас обращают внимание на короткий метр, ищут новые имена. И вот тут как раз возникает нормальная режиссерская профессиональная лестница.
– Есть мнение, что короткий метр может в какой-то момент просто вытеснить полнометражное кино, поскольку жизнь ускоряется и никому не хочется тратить часы на просмотр фильма. Согласны с этим?
– Мне кажется, в большом кино, на которое люди ходят, они хотят смотреть качественные аттракционы, от которых можно получить удовольствие. А тяжелое кино, драму они не готовы смотреть полтора часа. Поэтому я отчасти соглашусь с этим высказыванием.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Zurich Film Festival
– Какие тенденции наблюдаются в коротком метре?
– Тенденция одна – короткометражные фильмы становятся более качественными, в них начинают сниматься профессиональные актеры. Это главная тенденция, которая не может не радовать.
– С чем это связано?
– Это связано с тем, что появилась техника, на которую можно снимать профессионально, но которая стоит не баснословных денег. Ведь раньше снимали на пленку, а сейчас бери телефон и снимай, качество будет на уровне. Стало все доступно и возможно. От этого появилось количество, которое постепенно перерастает в качество.
– Вам как режиссеру интересен короткий метр?
– Мне интересно участвовать в киноальманахах, а не просто снимать отдельное короткометражное кино.
– Кстати, альманахи в последнее время стали пользоваться большой популярностью. Откуда такой интерес к такому формату?
– Мне кажется, это такой продюсерский ход. Ведь альманахи предполагают небольшие бюджеты. А в результате за небольшие деньги получается полноценное кино.