Сегодня никто не удивится, если увидит школьника со смартфоном или планшетом в руке. Дети используют гаджеты для игр, общения, просмотра видеороликов и даже выполнения домашнего задания. А в школах никто и не против. Педагоги сами применяют на уроках цифровые технологии и учат этому своих воспитанников.
Как современные гаджеты помогают школьникам в учебе и меняют консервативные подходы к образованию – читайте в материале сетевого издания m24.ru.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
По новым госстандартам, обучение школьников младших классов должно проходить в электронной среде. Педагоги используют электронные учебники, журналы и дневники, а ученики, в свою очередь, уже с первого класса занимаются на компьютерах Apple.
Для детей даже разработали компьютерные программы. Например, в творческой мастерской "ПервоЛого" любой первоклассник сможет создать мультфильм, а программа "Живая математика" делает геометрию более наглядной и помогает легче освоить предмет.
Специально для занятий на MacBook учителя проходят подготовку и заканчивают курсы.
По словам педагога начальных классов ГБОУ № 13 49 Натальи Гуськовой, благодаря внедрению новых технологий в учебный процесс стало проще работать.
"Во многом стало проще технически выполнять какие-то задания и поручать их детям. И творчески получается работать, и дети с удовольствием осваивают знания вместе с техническими новшествами. Потому что молодежь более подкована в этом всем, это не доставляет им никаких трудностей. И они с удовольствием учатся, идут в ногу с техническим прогрессом", – отметила она.
Как помогают гаджеты
На уроках в школах используют видеосистемы, медийную связь и интерактивные доски. С помощью компьютеров ученики делают презентации, видеоролики и различные проекты.
"У нас в классе у всех есть планшеты и телефоны. Я часто смотрю что-то в интернете по учебе. Некоторые домашние задания мы отправляем учителю на почту. Это проще, чем каждому скидывать презентацию с флешки. А недавно я нашла сайт с каталогом веб-камер по всему миру. То есть можно посмотреть, что сейчас происходит на улицах Парижа или на дне Тихого океана", – рассказала ученица 8 класса одной из столичных школ Мария Некрасова.
По словам классного руководителя 5 класса ГБОУ №1349 Ольги Назаровой, школьников нужно учить правильно пользоваться гаджетами – добывать достоверные данные, выбирать самое нужное из огромного потока информации.
"Можно сказать, что современный школьник без гаджетов – это уже нонсенс. Я не представляю класс без этих устройств. Это неплохо, современные технологии помогают заинтересовать школьников, привлечь их внимание во время урока", – заявила она.
Фото: ТАСС/Юрий Белинский
Назарова подчеркнула, что главное – правильно использовать информационные технологии, тогда они будут только помогать образовательному процессу.
"Все зависит от того, для чего используется гаджет. Если только как средство развлечения и досуга, тогда да, он мешает и успеваемости, и личностному росту в целом. А если он используется с умом, и ребенка научили правильно добывать информацию, создавать какие-то продукты, те же презентации, видеоролики, – тогда это только способствует улучшению образовательного процесса и успеваемости. Поэтому все должно быть в меру, и все должно быть с умом", – отметила педагог.
Обратная сторона компьютерных технологий
Некоторые родители ограничивают использование гаджетов во время учебы. По их мнению, интернет упрощает процесс получения информации, и дети перестают самостоятельно мыслить, анализировать и изучать материал.
"В школу мы не разрешаем брать с собой планшет. Дочь только играет на нем, телефоны в школе тоже запрещают. А для подготовки домашних заданий мы стараемся, чтобы она использовала книги, сама искала информацию, а не пользовалась интернетом", – поделился папа семиклассницы Александр Сивцов.
В школе дочери Александра используют современные технологии, работают на интерактивных досках, однако частое применение гаджетов не поощряют. Все дело в том, что дети отвлекаются от уроков, играют и списывают с помощью телефона.
"Я не пользуюсь компьютером для выполнения домашнего задания, только если нужно сделать презентацию или проект. В школе конечно у всех есть смартфоны и планшеты, но во время урока ими пользоваться нельзя. Если учителя увидят, то отберут", – рассказала ученица 7 класса Александра Сивцова.
Мнение специалиста
Однозначно сказать вредит ли школьникам использование гаджетов или нет – нельзя, считает детский и семейный психолог Полина Зелексон. По ее словам, родители часто видят в этом только минусы, но это некорректно.
"Сегодняшние школьники – это дети 21 века, которые родились в эпоху компьютерных технологий, и для них это естественная среда обитания. Чего нельзя сказать о родителях, которые осваивали технологии в подростковом или взрослом возрасте. То есть психика ребенка формировалась по-другому, нежели чем у родителей, и в этом заключается отличие", – сказала она.
Как отмечает психолог, одним из основных плюсов современных технологий является доступность информации. Дети могут в любой момент узнать обо всем, что происходит в мире, и это играет огромную роль в развитии ребенка. Однако такая высокая информированность таит в себе и ряд опасностей.
"Информация поступает быстро и легко забывается, то есть нет необходимости включать долговременную память. Это особенность процесса современного обучения. Школьнику незачем запоминать материал, ведь он в любой момент может его снова найти", – пояснила Зелексон.
Фото: ТАСС/Руслан Шамуков
Также, пользуясь интернетом, дети привыкают к визуализации информации и небольшим текстам. Им становится трудно воспринимать объемный материал и информацию на слух.
"Сегодняшнему школьнику проще найти краткое содержание того или иного литературного произведения и спустя две страницы быть в курсе всех событий. Из-за такой формы работы с текстом нарушается восприятие больших объемов информации, внимание не удерживается и не происходит анализа материала", – резюмировала психолог.
Наверное, самая важная опасность бесконтрольного доступа к интернету заключается в отсутствии возрастных ограничений. Дети получают информацию, которая не соответствует их эмоциональному опыту и развитию. Из-за этого они становятся не способны сочувствовать и сопереживать.
"Прежде всего, нужно быть другом своему ребенку и интересоваться его жизнью. Если малыш столкнется с нежелательной информацией, то не надо его ругать, а стоит объяснить, почему это для него преждевременно", – прокомментировала психолог.
Ссылки по теме
- От первого до последнего звонка: выпускники о том, как изменилась школа
- Записки от родителей для школ перевели в электронный вид
- Родительские собрания в московских школах стали проводить online
Современные технологии помогают школьникам развиваться и получать новую информацию. Но также они могут таить в себе и угрозу в виде компьютерной зависимости. Важно, чтобы учителя и родители понимали последствия бесконтрольного использования гаджетов, а также учили детей работать с другими источниками информации. Ребенок должен уметь жить в реальном мире, а не в виртуальном.