В наши дни практически у каждого крупного города в мире есть своя уменьшенная версия – собственные макеты существуют у Праги, Нью-Йорка, Шанхая... До недавнего времени у нашей столицы был только деревянный макет, разработанный еще в конце 70-х годов, который потерял всякую актуальность.
Осенью 2012 года по решению Сергея Собянина началась работа над новым макетом столицы. Сейчас он частично выставлен в 75-м павильоне ВДНХ, где каждый может на него посмотреть.
Заинтересовавшись историей проекта и процессом его производства, корреспондент m24.ru отправился в "Дом на Брестской", где руководитель макетной мастерской № 2 Сергей Подъемщиков любезно ответил на все наши вопросы.
Как возникла идея создать новый макет?
Фото: m24.ru/Александр Авилов
"По-моему, еще в 2010 году, когда Марат Хуснуллин (заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству – прим. ред.) посещал наше здание и увидел деревянную Москву в миниатюре, то высказал предложение сделать новый актуальный макет Москвы", – делится воспоминаниями Сергей.
После этого долго обсуждались вопросы: в каком масштабе, из каких материалов должен быть сделан макет, и какую территорию он должен охватывать. В итоге было принято решение создать его в масштабе 1:400 и показать на нем территорию города в пределах Третьего транспортного кольца.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Решение отразить территорию в пределах ТТК было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, если охватывать большую территорию, то здания на макете получились бы куда более мелкими и не зрелищными. Во-вторых, к тому моменту к столице присоединили Троицкий и Новомосковский округа, а отображать в миниатюре большие пустые территории было бессмысленно. В-третьих, общие габариты макета были привязаны к размерам выставочного зала "Дома на Брестской", где его и планировалось разместить.
Самый большой макет в мире
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
По первоначальному плану общая площадь нового макета столицы должна составить 925 квадратных метров. В данный момент, вероятно, самым большим в мире является макет города Нанкина размером в 938 квадратных метров.
"В текущей конфигурации странным образом не включена в производство северная часть столицы. В будущем может быть принято решение о его расширении, и тогда общая площадь макета составит уже 950 метров", – рассказал Сергей.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Это позволит добавить на него части зданий Петровского путевого Дворца, Рижского и Савеловского вокзалов, которые вошли в макет не полностью.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
"С Петровским путевым обидно получилось… А Рижский? Какой красивый вокзал! Наверное, самый красивый! Даже Белорусский, такой рельефный резной вокзал, проигрывает Рижскому. Просто Белорусский все знают, а Рижский – как-то не очень. А ведь он несказанно красив!", – сетует руководитель мастерской.
Когда будет готов итоговый макет?
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
По официальной информации, макет должен быть закончен к концу 2017 года. Тем не менее, руководитель мастерской делает поправку на то, что этот срок не является окончательным. По его словам, после завершения работы над макетом в его нынешних границах, потребуется актуализация городского пространства с учетом изменений, которые происходят сейчас.
Взгляд изнутри
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"А пойдемте мастерскую посмотрим!" – предложил Сергей.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Первое, что мы увидели там – это комната с работающими станками. К одному из них подошла девушка и сдула пыль с детали, которая находилась в процессе изготовления.
А это – 3D-принтер? – последовал вопрос Сергею.
Нет, это гравировально-фрезерный станок. Вы далеко не первый, кто спутал их. Многие думают, что это 3D-принтер, потому что это такое модное понятие. На самом деле, несмотря на то, что наш 3D-принтер продвинутый, даже у него перемещение инструмента по вертикали около 0,23 миллиметра, а у гравировального станка – 0,01. Представляете себе, какая большая разница, как сильно это влияет на точность изготовления зданий? К тому же, принтер работает на основе отверждаемого полимера, то есть, по сути он делает пластик. Свойства этого пластика очень сильно зависят от температуры, и со временем какая-нибудь тонкостенная деталь может изогнуться, а из-за этого деформируется и все остальное здание.
Филигранная работа
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
В мастерской все делается вручную, за исключением вырезания деталей домов. В первую очередь работу макетчикам осложняет то, что в принципе не существует чертежей каждого дома в Москве. Даже если бы они и были, все равно для того, чтобы станок вырезал необходимые детали, бумажные чертежи необходимо переводить в векторную графику и загружать в программу, управляющую станком.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"В общем случае как это происходит? Приходит заказчик и говорит: "Мне нужно сделать макет. Вот чертежи. Сделайте мне дом". Понятно же, что у города нет чертежей, тем более векторных, на всю территорию, которая предполагается к макетированию. Поэтому мы все здесь делаем сами", – делится руководитель мастерской.
Самый красивый
Фото: m24.ru/Александр Авилов
"Перед тем, как начинать работу над нашим макетом, мы ездили в Китай, что бы посмотреть, как они обслуживаются в этой стране. Выяснилось, что никак, так что оба макета – в Шанхае и Нанкине – в плачевном состоянии.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Макет Москвы выглядит гораздо лучше, он полностью освещен и, в отличие от его аналогов, сделан точнее.
"У них здания совсем без стекол, то есть там, где должны быть окна – просто дырки в стенах. Мы же делаем не просто стекла, а самые настоящие окна с переплетами и внутри мы их обклеиваем пленкой с имитацией интерьеров", – демонстрирует готовые домики Сергей.
По заявкам зрителей
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Конечно, в мастерской интересуются и отзывами посетителей, которые смогли оценить часть макета столицы на ВДНХ. Мы попросили Сергея вспомнить какой-нибудь забавный случай.
У макетчиков тоже есть чувство юмора
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Приехали люди с Мосэнерго, показали на одну из ТЭЦ и говорят: "У вас здесь неправильное количество труб! Мы-то все свои знаем! Вот так вот. К сожалению, эта ТЭЦ находится в самом центре, за "Домом на набережной", так что добавить им труб мы сможем только тогда, когда снова разберем макет на актуализацию", – смеется он.
Электронная начинка
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Каждая часть макета – это самостоятельная единица, и все они посредством Ethernet-кабелей объединены в общую компьютерную сеть. В общем должно получиться 643 единицы, которые соединяются с 48-портовыми хабами и подключаются к управляющему компьютеру.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Благодаря тому, что подсветка всех макетов зданий сопоставлена с реальными координатами в геоинформационной системе MapInfo, возможно создавать разнообразные сценарии городского освещения. На миниатюре столицы можно настроить время суток и подсветить объекты, объединенные единым признаком – образовательные учреждения, спортивные сооружения и другие.
Детализация
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Конечно, было бы странно сделать огромный макет, на котором самые красивые здания расположены в центре – их бы попросту никто не увидел. Именно поэтому над выставочным образцом установлены специальные камеры, которые позволяют приблизить и подробно разглядеть каждое строение. По словам руководителя мастерской, детализация зданий в самом центре города – ГУМ, Кремль, Исторический музей, здание Сената – настоящая фантастика.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Там на здании бывшего Кремлевского дворца съездов двуглавый орел диаметром, наверное, миллиметров пять! Представляете себе, что такое – выточить маленький кружочек размером с полногтя на фрезерном станке?", – делится впечатлениями Сергей.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Нам также рассказали, что в плане колористики было принято решение не разделять цвета по оттенкам, то есть весь желтый или весь зеленый должен быть одинаковым. Руководитель мастерской рассказал нам, что такое решение было принято, чтобы не делать из города цветовую кашу.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Как говорят сами сотрудники мастерской, самое главное в их работе – не заиграться, хотя иногда удержаться бывает очень и очень сложно.
"Приходит ко мне один из наших мальчиков и приносит крохотный домик, на котором он выточил каждый кирпичик. И делал он его две с половиной недели. И вот приносит он мне его такой, счастливый, с горящими глазами и говорит: "Я сделал! Сделал!". А мне за месяц надо сорок таких домиков принять. И ведь не станешь его ругать за это! Он в него всю душу вложил!", – поделились с нами в мастерской.
Рельеф
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Если вы видели макет, выставленный на ВДНХ, то наверняка обратили внимание, что, как и настоящая Москва, он не плоский. Рельеф отображен абсолютно точно, по отметкам высот, которые есть у мастерской. Как нам рассказал Сергей, такое решение было принято специально, хотя это и усложняет состыковку отдельных блоков.
В заключение
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Как мы убедились собственными глазами – работа над макетом российской столицы проводится просто колоссальная. Это невероятно сложный и кропотливый труд. По мнению сотрудников мастерской, в этом как раз и заключается вся прелесть работы макетчика. Сегодня ты делаешь церковь, завтра – офисное здание, и каждый день ты работаешь над разными домами, разной архитектуры и дизайна. За право делать некоторые дома в мастерской иногда идет настоящая борьба.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
В практическом смысле, миниатюра Москвы – очень полезная вещь. Еще когда в 80-х годах макет был деревянным, им часто пользовались различные архитекторы. После того, как ими был подготовлен чертеж нового здания, его можно было выточить и поставить на положенное место, чтобы посмотреть, насколько оно подходит к общей планировке района или всего города.
Ну а мы надеемся, что вскоре макет будет закончен и архитекторы Москвы вновь получат возможность наглядно увидеть то, как выглядит здание их мечты на общей карте нашей столицы.
Александр Лесных