По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.
Борис Кустодиев "Портрет И.Я. Билибина", 1901
16 августа исполнилось 140 лет со дня рождения русского художника Ивана Яковлевича Билибина, одного из главных книжных иллюстраторов и театральных художников первой половины XX века. Самые известные его работы каждый видел в сказках "О царе Салтане" и "Золотом Петушке", но его творческое наследие намного шире и разнообразнее.
Фотогалерея
Иван Билибин. Заставка к сказке "Царевна-Лягушка", 1899
Иван Яковлевич Билибин был из того поколения художников, которому выпало работать с малыми формами и развивать декоративно-прикладное искусство. Театр, книжные иллюстрации, мебель, посуда, музыкальные инструменты и декор приобрели самодостаточную ценность, и сегодня именно они формируют наше представление о "Серебряном веке". Билибин был выдающимся книжным иллюстратором: в первое десятилетие XX века он создал целую серию "Сказок", которые до сих пор считаются классическими и продолжают издаваться с его иллюстрациями. Среди них были и "Сказка о царе Салтане" (1905), "Сказка о золотом петушке" (1910), "Царевна-Лягушка" (1899), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1908), "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (1902), былина "Вольга" и многие другие. Также Билибин работал над оформлением оперы "Золотой Петушок" для театра Зимина в Москве. Именно в этих иллюстрациях на "русскую" тему проявляется индивидуальный и очень узнаваемый билибинский стиль.
Иван Билибин. "Река Кемь". Журнал "Открытое письмо", 1904
Также в эти годы Билибин сотрудничает с главными художественными журналами, альманахами и сборниками, начиная от "Мира искусства", заканчивая "Весами" и "Открытым письмом", которое было первым русским периодическим изданием об открытках. Для "Открытого письма" Билибин создает графическую серию открыток с иллюстрациями на различные темы. Здесь его художественная манера более свободна, так как он не привязан к сюжету или какой-либо целостной концепции образов и персонажей.
Иван Билибин. Концовка к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", 1902
Среди иллюстраций к сказкам самыми интересными с художественной точки зрения оказываются первое и последнее изображения. Вырванные из контекста, они служат своего рода декорацией или занавесом разворачивающихся в сказке событий. В этих иллюстрациях Билибин всегда оказывается предельно минималистичен – пейзаж или герой обведены плотной черной линией и закрашены двумя или тремя цветами. Конечно, тема Билибина – исключительно мир русской сказки, но знание традиций японской гравюры очевидно. Именно оттуда он берет приемы очерчивания форм плотным контуром и построение колорита.
Иван Билибин. "Вологодская девушка в праздничном наряде". Рисунок для почтовой открытки, 1905
В начале 1900-х годов этнографический отдел Музея Александра III командирует Билибина в северные губернии, Вологодскую и Архангельскую для изучения традиций деревянной архитектуры. Помимо этого Билибин делает огромное количество рисунков и эскизов с изображениями народных костюмов и предметов быта. Сегодня эти рисунки – уникальный источник знаний об этических особенностях жизни северных народов России, многие из которых были утрачены.
Иван Билибин. "Село Подужемье". Эскиз для журнала "Открытое письмо", 1904
Эскиз для журнала "Открытое письмо" с изображением деревянной церкви в селе Подужемье – еще один пример рисунка из серии, созданной в северной экспедиции. Все эти зарисовки стали основой иллюстраций к сказкам: пейзажи северных губерний населялись персонажами народных приданий или пушкинских историй. В этих иллюстрациях Билибин создает объемный мир, наполненный таким количеством точных деталей, которые нафантазировать было бы невозможно. Но при этом художник никогда не копирует действительность, он переосмысливает каждый ее элемент, дополняя его "сказочными", фантастическими деталями.
Иван Билибин. Обложка к "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина, 1908
Собирая традиционные узоры, Билибин мог превратить какой-либо незначительный элемент в орнамент, куда он включал цветочные мотивы и изображения фантастических животных. Заставки, концовки, обложки, экслибрисы, буквицы Билибина встречаются в огромном количестве изданий начала XX века, а также в таких журналах как "Мир Искусства", "Золотое Руно" и в книгах, выходивших в "Московском Книгоиздательстве".
Иван Билибин. Концовка для журнала "Мир искусства", 1899
"Мир искусства" – творческое движение и одноименный ежемесячный журнал, выпускавшийся символистами с 1898 по 1904 год. Над его созданием работали все главные художники, писатели и поэты своего времени. Основателями движения были художник Александр Бенуа и создатель "Русских сезонов" Сергей Дягилев, а выпуском журнала изначально занимались крупнейшие меценаты княгиня Мария Тенишева и Савва Мамонтов. Среди тех, кто работал над журналом, нет ни одной проходной или малоизвестной фамилии: Илья Репин, Константин Сомов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин, Леон Бакст, Виктор Борисов-Мусатов и многие-многие другие.
Иван Билибин. Заставка к сказке "Василиса Прекрасная", 1900
Билибин ловко играл с русскими мотивами, вплетая в них фантастические узоры и выдуманных персонажей настолько плотно, что порой отделить одно от другого становится практически невозможно. Заставка к сказке "Василиса Прекрасная" тому хороший пример: верхняя часть изображения оказывается черными силуэтами на серо-голубом фоне (чего не могло быть в традиционно русской лубочной картинке, откуда Билибин черпал приемы и мотивы), а внизу появляются изображения двух птиц-сиринов. У Билибина они оказываются улыбчивыми красавицами, а на самом деле сирины в мифологии – это темная сила из подземного мира.
Иван Билибин. "Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги". Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная", 1899
Тоже самое происходит и с иллюстрациями: черепов со светящимися глазами в лубочном рисунке не было, при этом рубаха Василисы абсолютно точно соответствует русским традициям. Билибин был не единственным мирискуссником, которого интересовали народные мотивы, сказания и славянская мифология. Похожие образы и их трансформацию можно увидеть в работах, например, Васнецова и Врубеля.
Иван Билибин. Крым, Батилиман, 1940
Помимо иллюстраций, Билибин создал огромное количество рисунков и графических работ с изображениями природы русского юга и севера. В 1917 году, с началом революционных событий, он уезжает в Крым, куда стекалась русская интеллигенция. Здесь, в кругу писателей и художников, он провел два года. В 1920 году Билибин уехал в Египет, а в 1925 оказался в Париже, где работал над оформлением опер и балетов. Но, насквозь пропитанного русским духом, Билибина непреодолимо тянуло в Россию. В 1936 году он прибыл в Ленинград на корабле "Ладога". Здесь художник и скончался во время блокады в 1942 году.