Фильмы всемирно известного режиссера Иржи Менцеля, представителя "новой чехословацкой волны", покажут в кинотеатре Пионер с 19 сентября по 5 октября. Познакомиться с самим режиссером и обо всем его расспросить можно будет с 19 по 21 сентября в том же Пионере.
Тех, кто впервые слышит о чешском кино, ждет много интересного. Сегодня мы расскажем о трех главных фильмах Иржи Менцеля и чем они важны, а также о некоторых картинах чехословацкой "новой волны".
Ведь в каждой из них припрятано то, с чем современный зритель сталкивается все реже и реже: честность, отражение жизни, проблемы отдельно взятого человека, лиричность, юмор, ирония и непластмассовая сатира.
Кадр из фильма "Маргаритки", Вера Хитилова
Идеологическому худсовету на киностудии "Баррандов" пришел конец в 1962 году. Его заменил худсовет отдельных творческих групп. А через три года был создан независимый Союз чехословацких деятелей кино и телевидения (FITES). Несмотря на атмосферу творческого подъема, культуре в те времена приходилось нелегко. Многие фильмы откладывались "на полку" под предлогом господства "атмосферы безысходности и тщеты" или же за "попытку осмеяния социалистического общества".
Основными стилями их работ был реализм, сюрреализм и экспрессионизм, внутри которых можно было без труда упрятать или проявить черный юмор и кафкианские мотивы, иронию и сатиру.
Режиссеры отстаивали реализм "без берегов", поэтому на съемочной площадке было много импровизации, непрофессиональных актеров и соответствующих реальности диалогов. Эти авторы не собирались никого "сбрасывать с корабля", не выдвигали художественной или политической программы, не объединялись в кружки и не устраивали совместные посиделки. Просто жизнь в стране серьезно менялась, а каждый из них пытался осмыслить это на примере обыкновенных людей, живущих рядом.
Режиссеры того времени по-новому показывали проблему "человек-история". Для них не имела значения история формирования человека. Они обратили внимание вот на какую правдивую тонкость: история иногда ломает, деформирует человека. Их интересовал только человек: со всеми его мыслями, слабостями и повседневными вопросами к самому себе.
Автор: Jan Tomanek
"Вот придет кот", Войцех Ясны
Сатирическая притча, аллегоричная Чехословакия эпохи застоя, предчувствие "Пражской весны"
Бродячие артисты привозят в небольшой городок кота в темных очках. У него есть суперспособность: если снять с него очки, он точно определит, какой перед ним человек: лицемеры покрасятся в фиолетовый цвет, воришки – в серый, искренние влюбленные – в красный, лгуны – в желтый и так далее. Любая тайна или порок человека станут явными для этого кота, если он того пожелает.
Фото: Filmové Studio Barrandov
"Черный Петр", Милош Форман
Взаимоотношения двух поколений, взросление молодого человека и планы государства на его жизнь
Равнодушный к поучениям и нравоучениям чешский подросток мечтает о любви и ищет себя. Он просто живет: работает ассистентом продавца в магазине самообслуживания, ходит на пляж и на танцы в парк. Некоторые события и персонажи в этом фильме так и не смогли сделать из него доносчика, но гражданина соцсистемы…сделали?
Свой фильм "Бал пожарных", частично основанный на реальных событиях, режиссер просил называть фарсовой комедией с элементами абсурда. Но власти посчитали его работу слишком подозрительной, разглядев там разные неприятные им аллюзии.
pinterest.com
"Маргаритки", Вера Хитилова
Человеческие ценности на грани вымирания, абсурд, эпатаж, деструкция и закадровый ядерный взрыв
Две Марии решили так: раз весь мир плох, поэтому последуют его примеру – будут плохими. А чтобы хоть как-то забыться в этом ужасном мире, нужно нарушать правила, все крушить и водить за нос окружающих. Может тогда станет очевиден смысл жизни? Чем закончится вся эта райская пирушка – никто не знает, здесь важен сам процесс. Главное, побольше есть и развлекаться, а думать как можно меньше.
Будущий режиссер Иржи Менцель некоторое время работал ассистентом у Веры Хитиловой. Мама Менцеля шила одежду, а отец был интеллектуалом. И уже во время учебы он решил, что его фильмы будет понимать его мама, а перед папой ему за них никогда не будет стыдно.
Дипломный иронический этюд Менцеля "Умер наш пан Ферстер" можно посмотреть в Пионере 20 сентября. Вместе с двумя другими его учебными работами: "Панельные дома", "Журнал ФАМУ: первый выпуск". Следующие три его фильма тоже покажут в Пионере. Первых из них (и третий тоже) снят по рассказу чешского писателя Богумила Грабла, которого режиссер очень ценил:
"Он умел привнести юмор в описание окружающего мира и рассказывал о людях так, как будто сам был частью их существования. Никогда не отделял себя от читателей. И главное, у него был потрясающий язык: в одной фразе он мог описать реальность и предъявить ее иную, парадоксальную сторону", сказал он в одном из своих давних интервью (openspase.ru от 12.04.2011).
Про героя без памятника: "Поезда под особым наблюдением"
19 сентября, 19:30, кинотеатр Пионер
Кадр из фильма "Поезда под пристальным наблюдением"
Простые люди заняты рутинными делами на железнодорожной станции. На улице 1944 год, но война и оккупация для них – где-то далеко. Они заняты собственными взаимоотношениями и делами. А стажер-стрелочник по имени Милош – хочет поскорее стать мужчиной. Но ему выпадет кое-что покруче, чем просто повзрослеть.
Эта картина получила "Оскар" (первый в истории чешского кино) в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Тонкое и меланхоличное: "Капризное лето"
21 сентября, 19:30, кинотеатр Пионер
Кадр из фильма "Капризное лето"
Три друга среднего возраста (хозяин санатория, армейский майор и священник) приударили за молодой ассистенткой акробата из бродячего цирка. Время действия – лето. Совсем недавно закончилась Первая мировая война и, казалось, ничто уже не может потрясти их распорядок дня. Но молодая Анна в оранжевом платье напомнит этим героям об их молодости: они немного сойдут с ума и серьезно переругаются.
Иржи Менцель играет в этой картине роль акробата.
Жизнь в "предбаннике концлагеря": "Жаворонки на нити"
27 сентября, 19:30, кинотеатр Пионер
Кадр из фильма "Жаворонки на нити"
Бригада разнорабочих сортирует металлолом на комбинате в Чехословакии 1950-х. Профессор философии, прокурор, предприниматель, парикмахер, саксофонист, молочник, повар, а также женщины, оказавшиеся здесь за попытку нелегально пересечь границу, отправлены сюда на "перевоспитание". Все они – люди, враждебные существующему коммунистическому режиму. У каждого из них своя история, но по эту сторону решетки они тоже живут, думают, смеются, влюбляются, грустят. Маленькие простые люди, будто навечно отключившие в себе надежду.
Фильм 20 лет пролежал на полке, в 1990 году получил "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале.
Подробности на официальных страничках Пионера в соцсетях: Facebook, VKontakte.
Где: кинотеатр Пионер, Кутузовский пр.,21