Новости

Новости

16 сентября 2016, 18:03

Культура

Повседневность под наблюдением: Дмитрий Волкострелов провел экскурсию по ММОМА

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Питерский режиссер, создатель театра post Дмитрий Волкострелов представил проект "Повседневность. Простые действия". Эта выставка, которой формально открылся Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ, оказалась пограничным проектом: с ним театр пришел в музей, а современное искусство оказалось частью театрального фестиваля. Кажется, будущее именно за такими смешанными формами. Дмитрий Волкострелов провел экскурсию по выставкедля корреспондентов m24.ru.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

По сути выставка "Повседневность. Простые действия" – это первое большое событие фестиваля TERRITORIЯ перед открытием, когда начнется фестивальная программа спектаклей.

"Когда музей и фестиваль предложили мне заняться этим проектом, я начал размышлять, какая это может быть история, – говорит Дмитрий Волкострелов. – Дело в том, что одна из тем, которую исследует театр post, – это повседневность, поэтому на этом понятии мы и решили остановиться и попытаться изучить ее в выставочном пространстве".

Проект представлен в пяти залах. В первом зрителю предлагается собрать глоссарий повседневности: посетители могут взять маркер и вписать все слова, которые у них ассоциируются с этим понятием. Вообще выставка предполагает активное участие зрителя: актеры и волонтеры в этой ситуации сами превратятся в зрителей, а гости – в актеров.

"Повседневная жизнь – это ряд действий, которые мы совершаем автоматически, и слова, которые мы произносим бессознательно. Потому что если ты каждый раз будешь производить эти действия вдумчиво, то оперативная память просто перегрузится. Таким образом, вытесняя их из зоны наблюдения, наш организм и сознание защищаются. Мы решили обратить на них внимание, потому что мне кажется, что иногда надо остановиться и попытаться понять, почему мы это делаем, так как это большая часть нашей жизни", – продолжил режиссер.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Второй зал посвящен конкретным действием – мытью рук, завариванию чая, вводу пин-кода и подписи бумаг. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько раз в день вы повторяете эти действия?

Мы изо дня в день совершаем этот ритуал и даже не обращаем внимания на то, почему кладем в чай одну ложку сахара, а не две, или вообще не кладем. Помещая простые действия под наблюдение камер, Волкострелов провоцирует зрителей задуматься над этими актами: на каждое "место действия" направлено по четыре камеры.

Третий зал – это сцена. "Есть известное высказывание Немировича-Данченко, который приходил в театр на репетицию и каждый раз спрашивал: "Чем сегодня будете удивлять?" – говорит режиссер. – Мне кажется, сегодня идет такая активная борьба медиа за внимание зрителя, что театр остается единственной зоной, где можно отказаться от борьбы".

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

"Я часто даю своим актерам простое упражнение. Спрашиваю, какой у нас есть необходимый минимум, чтобы родился театр? Нужно лишь два человека – актер и зритель, который на него смотрит. Упражнение заключается в том, чтобы отказаться от всего лишнего, поэтому один человек просто стоит и дышит, а второй смотрит на него. И мне кажется, это очень гуманистично – внимание к человеку как к таковому."

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Смотрящий в экран человек – главный экспонат в четвертом зале. По мнению режиссера, это самый яркий представитель повседневности. Здесь по залу разбросаны пуфики, и, что самое главное, есть wi-fi. Зайдя за красное ограждение, каждый зритель сам на некоторое время превратится в экспонат.

В последнем, пятом, зале в темноте нужно слушать шум улиц. "Мы стараемся не слышать его, вставляем в уши наушники, игнорируем этот звук, – объясняет режиссер. – Шум Тверского бульвара, который я записал вчера, сегодня уже превратился в музыку. И не вспомнить про "4.33" Кейджа здесь просто невозможно".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика