Фото: ТАСС/Василий Егоров и Александр Коньков
Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.
10 сентября исполнилось 104 года со дня рождения Херлуфа Бидструпа – гениального карикатуриста, тонкого сатирика и просто хорошего художника. О том, как в 10 линиях изобразить всю соль жизни – в новом материале рубрики "10 неизвестных".
Фотогалерея
Херлуф Бидструп "Весенние настроения"
В каждой советской семье считалось хорошим тоном иметь хотя бы один альбом с рисунками Херлуфа Бидструпа. Этот датский художник, коммунист по убеждениям, считался в СССР "прогрессивным": его часто приглашали и печатали невероятными для того времени тиражами. При этом успех он имел отнюдь не за политические идеи.
Самым известным его комиксом стала "Скамейка", которая была превращена в анимацию на студии "Союзмультфильм". Менее чем в десяти картинках художник рассказал историю одной лавочки в парке, где по утрам просыпаются бродяги, днем сидят мамы с колясками и сплетницы-старушки, а по вечерам встречаются влюбленные.
О своей популярности в СССР художник говорил так: "То, что мои рисунки, которые я делал и не помышляя о выставках, часто наспех, как журналистский вклад в повседневную борьбу, выйдут в виде книги в Советском Союзе, более того, что они были выставлены в музее имени А.С. Пушкина в Москве и в Эрмитаже в Ленинграде, я воспринимаю, как такое великое и незаслуженное признание, что кажусь себе главным героем пьесы родоначальника датской драматургии Лудвига Хольберга "Йеппе с горы".
Херлуф Бидструп "Приметы весны"
Херлуф Билструп родился в 1912 году и получил образование в живописи в копенгагенской Академии Художеств. Он вспоминал: "Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать, а порой рисовал, даже не имея ничего. Помню, что еще маленьким мальчиком я, бывало, по вечерам, когда меня укладывали спать, долго водил указательным пальцем в воздухе, рисуя различные фигуры".
Херлуф Бидструп "Примостился"
Бидструп сделал своей особенностью то, что вызывает умиление у взрослых: детскую непосредственность в восприятии ситуации. "Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех – мой союзник," – говорил художник. Он создал почти пять тысяч рисунков, в которых смог изобразить такие истории, которые происходят в жизни каждого. В них ему удавалось изобразить всю суть в шести-восьми кадрах.
Херлуф Бидструп "Недоступная"
Уже в школе Бидструп понял секрет успеха смешных картинок. "Рисуя портреты школьных товарищей и учителей, я понял разящую силу удачной карикатуры. Карикатура означает преувеличение, чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения", – писал Бидструп в своих воспоминаниях.
Херлуф Бидструп "Будущее модернизма"
Херлуф Бидструп очень тонко чувствовал общество. Он не боялся делать карикатуры на политику и социальные проблемы и даже в вопросах искусства был крайне ироничен. Сатира художника заключалась в том, что утонченные и высокие материи лишались своего пафоса и становились частью повседневности, в то время как повседневность открывалась с новой стороны, становилась романтической, трогательной или смешной.
Херлуф Бидструп "Дела семейные"
"Карикатура на политического противника удается лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по политику", – писал Бидструп. Это выражение на самом деле можно применить ко всему жанру: Бидструп не высмеивал человека, он лишь проявлял пороки и привычки. По его словам, карикатура должны была походить на оригинал больше, чем даже фотография, потому что фотография схватывает только внешние качества, а карикатура передает внутренние.
Херлуф Бидструп "Садовые радости"
Работая долгое время в газете, он мог одновременно выражать и политическую позицию и заниматься творчеством, но приходилось быть осторожным: еще во время второй мировой войны отношение к нацистской Германии и Советскому Союзу требовало художника быть изворотливым, что, по словам Бидструпа, сказывалось на качестве рисунков. "Неудивительно, что после сотен да, пожалуй, тысяч подобных сатирических рисунков я потерял уважение буржуазных кругов", – вспоминал художник.
Херлуф Бидструп "На поводке"
Работая в газете "Ланд ог фольк", Бидструп принял участие в выставке "Художники мира", которая открылась в Копенгагене в 1953 году. В ней приняли участие художники из Австралии, Бельгии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Голландии, Дании, Италии, Китая, Мексики, Советского Союза, США, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Японии. Именно эта выставка сделала Бидструпа известным во всем мире.
Херлуф Бидструп "Спать пора"
В сериях изображений про детей, животных, домашние хлопоты и прочие бытовые проблемы Бидструп мог спрятать куда более серьезное философское содержание.
Херлуф Бидструп "Террорист"
История Херлуфа Бидструпа – это, по сути, история газетного художника, которая доказывает тот факт, что талант не остановится перед формальными преградами стереотипов буржуазного общества маленькой европейской страны. Талант Бидструпа оказался намного масштабнее и шире самой Дании. Он оказался понятен каждому человеку, потому что, как говорил художник, "походил на оригинал больше, чем фотография".