Новости

Новости

19 сентября 2016, 18:06

Культура

10 неизвестных: гениальный карикатурист Херлуф Бидструп

Фото: ТАСС/Василий Егоров и Александр Коньков

Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.

10 сентября исполнилось 104 года со дня рождения Херлуфа Бидструпа – гениального карикатуриста, тонкого сатирика и просто хорошего художника. О том, как в 10 линиях изобразить всю соль жизни – в новом материале рубрики "10 неизвестных".

Херлуф Бидструп "Весенние настроения"

Херлуф Бидструп "Весенние настроения"

В каждой советской семье считалось хорошим тоном иметь хотя бы один альбом с рисунками Херлуфа Бидструпа. Этот датский художник, коммунист по убеждениям, считался в СССР "прогрессивным": его часто приглашали и печатали невероятными для того времени тиражами. При этом успех он имел отнюдь не за политические идеи.

Самым известным его комиксом стала "Скамейка", которая была превращена в анимацию на студии "Союзмультфильм". Менее чем в десяти картинках художник рассказал историю одной лавочки в парке, где по утрам просыпаются бродяги, днем сидят мамы с колясками и сплетницы-старушки, а по вечерам встречаются влюбленные.

О своей популярности в СССР художник говорил так: "То, что мои рисунки, которые я делал и не помышляя о выставках, часто наспех, как журналистский вклад в повседневную борьбу, выйдут в виде книги в Советском Союзе, более того, что они были выставлены в музее имени А.С. Пушкина в Москве и в Эрмитаже в Ленинграде, я воспринимаю, как такое великое и незаслуженное признание, что кажусь себе главным героем пьесы родоначальника датской драматургии Лудвига Хольберга "Йеппе с горы".

Херлуф Бидструп "Приметы весны"

Херлуф Бидструп "Приметы весны"

Херлуф Билструп родился в 1912 году и получил образование в живописи в копенгагенской Академии Художеств. Он вспоминал: "Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать, а порой рисовал, даже не имея ничего. Помню, что еще маленьким мальчиком я, бывало, по вечерам, когда меня укладывали спать, долго водил указательным пальцем в воздухе, рисуя различные фигуры".

Херлуф Бидструп "Примостился"

Херлуф Бидструп "Примостился"

Бидструп сделал своей особенностью то, что вызывает умиление у взрослых: детскую непосредственность в восприятии ситуации. "Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех – мой союзник," – говорил художник. Он создал почти пять тысяч рисунков, в которых смог изобразить такие истории, которые происходят в жизни каждого. В них ему удавалось изобразить всю суть в шести-восьми кадрах.

Херлуф Бидструп "Недоступная"

Херлуф Бидструп "Недоступная"

Уже в школе Бидструп понял секрет успеха смешных картинок. "Рисуя портреты школьных товарищей и учителей, я понял разящую силу удачной карикатуры. Карикатура означает преувеличение, чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения", – писал Бидструп в своих воспоминаниях.

Херлуф Бидструп "Будущее модернизма"

Херлуф Бидструп "Будущее модернизма"

Херлуф Бидструп очень тонко чувствовал общество. Он не боялся делать карикатуры на политику и социальные проблемы и даже в вопросах искусства был крайне ироничен. Сатира художника заключалась в том, что утонченные и высокие материи лишались своего пафоса и становились частью повседневности, в то время как повседневность открывалась с новой стороны, становилась романтической, трогательной или смешной.

Херлуф Бидструп "Дела семейные"

Херлуф Бидструп "Дела семейные"

"Карикатура на политического противника удается лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по политику", – писал Бидструп. Это выражение на самом деле можно применить ко всему жанру: Бидструп не высмеивал человека, он лишь проявлял пороки и привычки. По его словам, карикатура должны была походить на оригинал больше, чем даже фотография, потому что фотография схватывает только внешние качества, а карикатура передает внутренние.

Херлуф Бидструп "Садовые радости"

Херлуф Бидструп "Садовые радости"

Работая долгое время в газете, он мог одновременно выражать и политическую позицию и заниматься творчеством, но приходилось быть осторожным: еще во время второй мировой войны отношение к нацистской Германии и Советскому Союзу требовало художника быть изворотливым, что, по словам Бидструпа, сказывалось на качестве рисунков. "Неудивительно, что после сотен да, пожалуй, тысяч подобных сатирических рисунков я потерял уважение буржуазных кругов", – вспоминал художник.

Херлуф Бидструп "На поводке"

Херлуф Бидструп "На поводке"

Работая в газете "Ланд ог фольк", Бидструп принял участие в выставке "Художники мира", которая открылась в Копенгагене в 1953 году. В ней приняли участие художники из Австралии, Бельгии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Голландии, Дании, Италии, Китая, Мексики, Советского Союза, США, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Японии. Именно эта выставка сделала Бидструпа известным во всем мире.

Херлуф Бидструп "Спать пора"

Херлуф Бидструп "Спать пора"

В сериях изображений про детей, животных, домашние хлопоты и прочие бытовые проблемы Бидструп мог спрятать куда более серьезное философское содержание.

Херлуф Бидструп "Террорист"

Херлуф Бидструп "Террорист"

История Херлуфа Бидструпа – это, по сути, история газетного художника, которая доказывает тот факт, что талант не остановится перед формальными преградами стереотипов буржуазного общества маленькой европейской страны. Талант Бидструпа оказался намного масштабнее и шире самой Дании. Он оказался понятен каждому человеку, потому что, как говорил художник, "походил на оригинал больше, чем фотография".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика