Лучшее – враг хорошего, а биться со своими врагами человек умеет, как никто другой. Мы всегда ищем для себя самое вкусное, самое красивое, самое надежное и самое качественное. Желание добиться идеального звука не стало исключением – в XX веке человечество изобрело два аналоговых аудионосителя, которые до сих пор пользуются колоссальной популярностью среди любителей музыки по всему миру.
Продолжая исследовать мир аналоговой музыки, корреспондент m24.ru вновь обратился к владельцу Hi-Fi салона "Гонг Стерео" Дмитрию Ершову и узнал, как звучит самый лучший аудиоформат в истории.
Немного отсебятины
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Честно говоря, после прослушивания оригинальных изданий любимых групп на виниловых пластинках, сложно было представить, что в плане качества что-либо еще может с этим сравниться, тем более – звучать еще лучше и живее. Оказалось, что может.
••• Не сказал бы, что к предложению послушать оригинальные магнитные ленты, записанные еще в прошлом веке, я отнесся с сарказмом, но доля недоверия все же была. •••
"Ну хорошо, понятно, что аналог звучит гораздо круче цифры, но разве может аналог звучать круче аналога?", – этот вопрос сопровождал меня всю дорогу.
Тем не менее, оказалось, что аналог аналогу рознь, но вот почему так получается на практике, я узнал позже, когда изучил историю изобретения аналоговых аудионосителей.
Если в разговоре о виниле речь шла об эмпирических вещах, вроде дискретизации, цифровой обработки, технических различиях в воспроизведении тех или иных форматов и многом другом, то здесь – мы просто наслаждались музыкой.
Я думаю, каждый, кто пытался удивить кого-то из своих знакомых звучанием новенькой аудиосистемы, согласится, что подобные мероприятия всегда проходят по одной и той же схеме: их основой является не наполняющая пространство музыка, а 125-я серия сериала "Ну да, круто, конечно, но, средние частоты как-то не так ложатся… Тебе бы платиновые провода поменять на бриллиантовые – тогда вообще будет ништяк".
Так вот на этот раз не случилось ничего подобного – это и стало самой большой неожиданностью. Наверное, впервые в жизни мне самому было интересно не раскладывать звук на составляющие его элементы, а просто сидеть и наслаждаться, не думая о том, как и почему он получается именно таким. И даже после того, как владелец магазина разоблачил свои фокусы, рассказав, как и зачем мигают те лампочки или работают вот эти головки звукоснимателей, ощущение магии никуда не пропало.
Но вернемся к сути, а именно – кому и когда в голову пришла идея напылять оксид железа на бумажную ленту, как профессиональные студийные машины попали на бытовой рынок и, главное, сколько все это чудо стоит и где раздобыть для него запчасти.
Выбор магнитофона – бытовой или студийный?
Фотогалерея
Магнитная запись – единственный возможный первичный источник звука для тех звукозаписывающих студий, которые заботятся о его качестве. Именно поэтому оригинальные записи на магнитных лентах (их называют мастер-лентами – прим.ред.) являются самым качественным образцом звучания той или иной музыки.
Дальнейший ее перенос на любой другой носитель, будь то винил, компакт-диск или что-нибудь еще, сократит динамический диапазон музыки в зависимости от ограничений формата носителя.
Техника для воспроизведения таких лент делится на две категории – это бытовые и профессиональные катушечные магнитофоны, или "машины", как их называют профессионалы. При этом, если раньше профессиональные машины выпускались исключительно для студий звукозаписи, то сейчас, после того как большинство из них перешли на транзисторное и цифровое оборудование, старые профессиональные машины стали продаваться на общем рынке, так что теперь их можно купить и использовать у себя дома.
Конечно, все они будут в разном состоянии, от этого будет варьироваться и ценник. И, тем не менее, вопрос приведения любой из этих машин в хорошее состояние сводится исключительно к деньгам – несмотря на то, что многие из них выпускались в 60-х и 70-х годах прошлого века, запчасти для этих красавиц выпускают до сих пор.
Кроме того, довольно интересная история произошла и с их стоимостью – если раньше самый дорогой домашний магнитофон вроде Akai-747 стоил столько же, сколько головки для профессионального Studer C37, то сейчас ситуация абсолютно обратная.
В это сложно поверить, но профессиональный Studer A80 сейчас можно найти за 3,5–10 тысяч долларов (в зависимости от состояния) против 20 тысяч, которые за него отдавали студии в конце прошлого века. И это при том, что 1 доллар в 1980 году примерно равнялся четырем долларам в наши дни.
Если говорить о качественных характеристиках таких аппаратов, то они используют двухдорожечную запись (на одну сторону пленки во всю ее ширину) и работают на скорости 19, 38 или 76 сантиметров в секунду.
Бытовые магнитофоны гораздо проще в эксплуатации, но в плане технического оснащения, они сделаны менее качественно и, в отличие от профессиональных аналогов, не предназначены для длительной работы. При этом сейчас такой аппарат обойдется примерно в ту же цену, что и вышеназванный Studer A80, который изначально был дороже раз в тридцать.
С другой стороны, если вы все же решитесь завести у себя хороший магнитофон, но габариты профессиональной техники вас смущают (что неудивительно – для того, чтобы передвинуть эту штуку с места на место, потребуется не одна пара рук – прим.ред.), присмотритесь к аппаратам Nagra. Они стоят порядка 3,5 тысяч долларов и работают на тех же лентах, что и студийные машины.
Фотогалерея
КТО ТАКОЙ ВИЛЛИ ШТУДЕР
Вилли Штудер, основатель одноименной компании, начал свою карьеру в 1948 году на небольшом заводе в Цюрихе. Хотя, "небольшом" – это очень мягко сказано – в штате сотрудников завода было всего три человека. Завод начал работу с производства высоковольтных осциллографов, однако затем перепрофилировался на аудио-технологии.
Занимаясь адаптацией американских магнитофонов Dynavox для европейского рынка, Штудер накопил достаточный опыт и в 1950 году решил, что может сам производить гораздо более качественные и достойные аппараты. Первым из них стал Studer 27.
Возможность проверить его на практике пришла довольно быстро – в августе 1951 года совместно с сотрудниками Radio Studio Basel Вилли использовал свое изобретение для записи концертов Международного музыкального фестиваля в Лондоне. Опасения, связанные с тем, что аппарат не сможет записывать концерт в течение всего вечера, не подтвердились, и перед Штудером открылась большая дорога.
Пиком для его компании стал 1986 год – тогда группа Studer Revox насчитывала 2000 сотрудников, усердно трудившихся в центрах и филиалах компании, разбросанных по 10 странам. Годовой оборот компании составлял 220 миллионов швейцарских франков.
В 1978 году Швейцарский федеральный технологический университет удостоил Вилли Штудера званием почетного доктора технических наук, а в 1982 году AES присвоило ему званием почетного пионера аудио индустрии.
Вилли Штудер умер в марте 1996 года в возрасте 84 лет.
Бытовая или профессиональная лента – в чем отличие?
Фотогалерея
Большая разница есть и в магнитной ленте, которая используется на обычных и профессиональных машинах. Если говорить о бытовых аппаратах, то каждый производитель ленты, будь то Sony, TDK, Maxell или кто-то еще, делали ее по-своему, и она не всегда совпадала по параметрам, так что использовать ее можно было не на каждом магнитофоне.
Что касается ленты для профессиональной техники, она односторонняя и более толстая, что разительно влияет на качество звука и ее сохранность (толщина профессиональной магнитной ленты составляет около 50 микрон против 25 у бытовой).
При этом обычная магнитная лента имеет весьма ограниченный ресурс, достаточно быстро покрывается "зубцами" или вовсе начинает "сыпаться". С профессиональной лентой такого никогда не произойдет – ее по праву можно считать практически вечной.
Кроме того, у профессиональной ленты есть определенные серии, благодаря которым ее параметры не зависят от производителя – этот стандарт всегда указан числом на коробке от ленты или на самой катушке.
Наконец, у профессиональной ленты есть еще одно преимущество – в отличие от бытовой, ее продолжают выпускать до сих пор.
Зарождение современных аудионосителей
Фотогалерея
В конце XIX века перед инженерами всего мира стояла довольно сложная задача, однако справились они с ней на "ура". Необходимость изобретения качественно нового аудионосителя привела к появлению двух технологий, которые впоследствии стали жить параллельно друг другу. Первая из них – это то, что сейчас мы называем "винилом", то есть запись очертаний звуковой волны на твердый носитель. Вторая же технология основана на наблюдении явления магнетизма и того, как некоторые материалы способны сохранять следы воздействия магнитного поля, иначе – намагничиваться.
Первооткрывателем магнитных технологий в звуке можно считать американца Оберлена Смита, который в 1878 году заинтересовался изобретенным Томасом Эдисоном фонографом. Купив один из его экземпляров, Смит в своей лаборатории разобрал его на составляющие и начал проводить свои эксперименты с его конструкцией.
Результатом его работы стала статья "Некоторые возможные формы фонографа", которую опубликовали в нью-йоркском журнале "Электрический мир" уже в следующем году.
Если вкратце, суть его идеи заключалась в том, что некий материал должен намагничиваться катушкой, состоящей из проволоки и шелковой нити, которая передает электрический ток от микрофона. Потенциально такой подход должен был сделать итоговую запись громче и качественнее, чем на грампластинке ввиду отсутствия механических шумов, а именно – скрежета иглы по поверхности пластинки.
Cам Смит не стал развивать ее в виду отсутствия свободного времени. Тем не менее, в свое время статья попала в нужные руки, и уже в 1898 году датский инженер Вальдемар Поульсен получил патент на свое изобретение – телеграфон.
"Магнитка", какой мы ее знаем сейчас
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Технологии магнитной записи, существующей в наши дни, стали активно развиваться в 1930-е годы в Германии.
Именно тогда сотрудничество двух промышленных гигантов – химического концерна BASF и производителя электроники AEG – вылилось в то, что в современной науке называется disruptive technology (прорывные технологии, примером которых может служить изобретение автомобиля – прим.ред.).
••• В 1927 году инженер Фриц Пфлеймер с помощью клея произвел напыление порошка оксида железа на тонкую бумажную ленту, которая хорошо намагничивалась и размагничивалась. •••
Ее также было удобно обрезать и склеивать. Тем не менее, к большому сожалению Пфлеймера, в 1936 году Национальный суд Германии не удовлетворил регистрацию его патента, поскольку такая технология создания ленты уже принадлежала датчанину Вальдемару Поульсену.
В 1932 году компания AEG начала производство прибора для магнитной записи под названием "Magnetophon-К1", пленку для которого как раз и производил BASF. Окончательное оформление всей этой истории в современный вид магнитофонной записи произошло в 1939 году, когда BASF представил публике новую пленку, состоявшую из подложки, клея и напыления порошка оксида железа. С тех пор еще никому не удалось побить качество магнитной аудиозаписи каким-либо другим форматом.
Доступность формата
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
В принципе, существование формата в наши дни обусловлено как раз тем, что профессиональная магнитная пленка очень долго хранится и совсем не теряет в качестве. Благодаря этому в мире существует огромное количество студий, которые занимаются поиском оригинальных мастер-лент и по заказу делают с них качественные копии.
••• Несмотря на то, что все мы живем в цифровую эпоху, аналог по-прежнему остается доступным, будь то винил или же магнитные ленты на катушках. •••
В заключение стоит сказать о том удовольствии, которое испытываешь от прослушивания таких записей. Конечно, нет смысла даже пытаться передать словами эту красоту, полноту и живость звука, придумывая к ней ничего не значащие эпитеты – это просто нужно один раз услышать. Тем не менее, можно остановиться на том эстетическом удовольствии, которое существует неразрывно с аналоговыми аудионосителями – это чувство сопричастности с той самой эпохой. Эпохой, которая закончилась вместе с изобретением цифровых форматов и носителей.
Музыка на магнитной ленте сродни поездке на коллекционном автомобиле середины XX века – современные экземпляры быстрее, надежнее, а в чем-то, может быть, и комфортнее.
И все же, ретро-автомобили ценятся гораздо больше, чем любая из тех машин, которую можно запросто можно приобрести в дилерском центре.
Почему? Ответ прост – удел современных машин – путешествие по асфальту. Удел коллекционных – путешествие во времени.
Александр Лесных