0 °C
USD ЦБ101.67
EUR ЦБ106.10
ВОЗДУХ 0 °C
АТМ 755 ММ
ВЕТЕР 1 М/С
ВЛАЖН 93%
Новости

Новости

20 октября 2016, 14:03

Культура

Мировые и российские премьеры фестиваля "Другое пространство". Мнение эксперта

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Пятый фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" пройдет в Москве со 2 по 6 ноября. Два года назад он получил широкий резонанс благодаря появлению на афишах имени дирижера Владимира Юровского. Дальновидный музыкант-просветитель взял на себя художественное руководство, обеспечив смотру приток новой, самой разнообразной публики, и одновременно ввел в репертуар Госоркестра имени Светланова редкие для российского исполнительского искусства сочинения.

В этом году коллектив Юровского участвует в трех вечерах "Другого пространства", каждый из которых по-своему уникальный. О программе фестиваля m24.ru рассказал его арт-директор Рауф ФАРХАДОВ.

"Первое "Другое пространство" мы провели в 2009 году. Несмотря на свою недолгую историю, фестиваль в короткий срок приобрел высокий интеллектуальный и творческий статус, а с приходом Владимира Юровского обрел второе дыхание, наполнился новыми форматами и категориями музыки. В этом году в программе неожиданные, радикальные, новаторские и ставшие классикой сочинения. Мне особенно отрадно, что будет представлен ряд мировых премьер, в том числе и двух российских авторов – Олега Пайбердина и Владимира Николаева. "Глас" (Vox) – симфоническая версия камерного опуса Пайбердина. "Фантомы" Николаева – новое сочинение, специально созданное для нынешнего "Другого пространства".

Наш первый фестивальный день носит булезовский характер – все первое отделение концерта так или иначе связано с творчеством Пьера Булеза. Впервые российским оркестром будет исполнен его "Ритуал памяти Бруно Мадерны", а также посвященная Булезу "Маленькая торжественная музыка" Дьердя Куртага, прозвучавшее на фестивале в Люцерне на 90-летие композитора.

В программе открытия "Другого пространства" такие значимые сочинения, как "Танцы с умершим другом" Владимира Мартынова и Вторая симфония Галины Уствольской. Еще более интересным мне кажется концерт 5 ноября: по приглашению дирекции фестиваля и Владимира Юровского приезжает Азербайджанский государственный симфонический оркестр, чтобы принять участие в исполнении "Групп" (1955–57) Штокхаузена, очень сложном сочинении для трех симфонических коллективов. Для привыкших к классическим нормам оркестрантов это будет новый опыт.

Госоркестр Светланова играет много разной музыки, но в этот раз столкнется с радикальным произведением, где важно артикулировать каждый звук, такт, паузу. Каждая из 22 задействованных групп должна иметь индивидуальную окраску, оттенок. Задача исполнителей в том, чтобы скоординировать, сгруппировать, выявить сонористическую специфику мышления Штокхаузена. На этом же концерте силами Бакинского оркестра состоится российская премьера Симфонии Лучано Берио. Здесь же прозвучит сочинение Фараджа Караева "1791" – это камерная версия его же симфонической серенады "Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге".

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

6 ноября Госоркер Светланова представит ораторию Джона Адамса "Эль Ниньо". Интересное сочинение, новое для российского слушателя, с участием солистов из Штатов и Великобритании. Я не припомню, чтобы на фестивалях современной, актуальной музыки было представлено несколько симфонических проектов такого масштаба, каждый из которых мог бы стать и мини-фестивалем, и мини-пространством музыки XX-XXI века.

Что касается концертов камерной музыки, то следует обратить внимание на концептуальный проект Петра Айду и Алексея Любимова "Американские горки": от Айвза до Адамса, от пианолы до препарированного фортепиано" – проследите, как сопоставляется пианола, фортепиано и препарированный инструмент. 5 ноября можно послушать концерт "Академии старинной музыки" с Владимиром Мартыновым и Татьяной Гринденко. 6 ноября, помимо основной симфонической части в зале Чайковского, будет представлен постминималистский опус Tehillim Стива Райха (Московский ансамбль современной музыки и Федор Леднев). Этот вечер предполагает также участие в дискуссии философов, филологов, историков и библеистов.

Спектр современной музыки в концепции "Другого пространства" 2016 года широчайший: это актуальная музыка, специально созданная для фестиваля, сочинения, ставшие классикой XX века, классика авангарда, минимализма и пост-минимализма. Охватив даже часть программы, можно составить точное представление о современном композиторстве".

Дата: 2-6 ноября

Место: залы Московской филармонии

Цена: от 300 рублей

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика