Москва хорошеет с каждым годом. В городе возвели сотни километров дорог, открыли новые станции метро, построили десятки социальных объектов, вдохнули новую жизнь в улицы и парки. О том, как изменилась столица России за последние годы – читайте в материале m24.ru.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Расширение территории Москвы
1 июля 2012 года в состав Москвы официально включили новые территории. Столица расширилась на юго-запад до границ с Калужской областью. Всего к городу присоединили 21 муниципальное образование, в том числе городские округа Троицк и Щербинку. В СМИ данный проект получил название "Новая Москва". Официально присоединенные территории называют ТиНАО (Троицкий и Новомосковский административные округа).
Строительство
Жилье и социальные объекты
В период с 2011 по 2016 годы в Москве построили более 41 миллиона квадратных метров недвижимости. Среди них – 15 миллионов квадратных метров жилых домов, а это порядка 10 процентов от общего объема в столице.
Около 50 процентов новых построек возводится в промзонах и на территории ТиНАО. Активно застраивается и центр столицы. Только в 2016 году в центральной части города ввели более 300 тысяч квадратов недвижимости. Центр постепенно превращается из места, где раньше только работали, в место, где живут и проводят свой досуг москвичи и гости столицы.
Власти взялись за ряд масштабных градостроительных проектов, среди которых благоустройство набережных Москвы-реки, строительство транспортно-пересадочных узлов, реорганизация и благоустройство территорий, прилегающих к МЦК, подготовка спортивной инфраструктуры города к чемпионату мира по футболу 2018 года, создание ландшафтного парка "Зарядье" и парка развлечений "Остров мечты", обустройство промзоны "ЗИЛ" и комплексное развитие территории бывшего Тушинского аэродрома.
По итогам последних шести лет в городе насчитывается более 400 новых социальных объектов, в том числе порядка 70 школ и 200 детских садов.
Спортивные объекты
У москвичей появились все условия для активного образа жизни. Причем они доступны не только посетителям фитнес-залов. Спортивные площадки возвели практически во всех парках столицы. Зимой открываются катки с натуральным и искусственным льдом.
С опережающими темпами город возводит спортивные арены. До конца года завершатся основные работы по реконструкции стадиона "Лужники". Именно там пройдут церемония открытия чемпионата мира по футболу 2018 года, матч открытя и финал.
В 2014 году открылся стадион "Открытие-Арена" (здесь играет московский "Спартак"), к которому подвели необходимую транспортную инфраструктуру. В 2016 году в введена в эксплуатацию арена ЦСКА, в 2017 году достроят стадион "Динамо".
Возведением футбольных стадионов дело не ограничивается. В столице открыты Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд, самый большой искусственный каток в мире на ВДНХ площадью 57,3 тысячи квадратных метров и самый большой в Европе скейт-парк в парке "Останкино" площадью в гектар.
Помимо этого, в рамках подготовки к ЧМ-2018 в Москве активно строится сопутствующая инфраструктура. До конца года будут сданы 11 новых современных футбольных полей для детско-юношеских спортивных школ.
Пешеходные зоны
В 2015 году в городе стартовала программа по благоустройству "Моя улица". Тогда в порядок привели 38 улиц общей протяженностью более 30 километров. В их числе – Неглинная, Мясницкая, Большая и Малая Никитские, Большая и Малая Бронные и Спиридоновка.
Количество пешеходов на благоустроенных и реконструированных улицах увеличилось от двух до семи раз. Там на 67 процентов сократилось количество ДТП и появилось 60 пешеходных переходов.
В 2016 году программа затронула порядка 60 адресов. Работы прошли на основных центральных улицах и магистралях. В частности, благоустройство состоялось на Бульварном и Садовом кольце, Тверской, Таганской, Большой Якиманке, Моховой, Новом Арбате.
"При благоустройстве мы учитываем не только интересы молодых, которым нужна спортивная площадка, тренажеры и так далее, но и создаем тихие уголки для пенсионеров, в парках мы делаем обязательно танцевальные площадки, которыми пользуется не только и не столько молодежь, сколько люди пожилого возраста. Но даже в центральной части города, а я часто хожу по пешеходным улицам, видно, что там не только молодежь. Там люди всех возрастов. В этом и заключается идея: создать такое общественное пространство, где было бы комфортно всем ‒ и бедным, и богатым, и молодым, и пожилым", ‒ отметил Сергей Собянин.
Работы по программе "Моя улица" продолжатся в 2017 году.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
На магистралях в рамках работ расширили тротуары и ликвидировали "бутылочные горлышки" – сужения проезжей части, из-за которых на дорогах возникали заторы. Для пешеходов увеличили тротуары. Это стало возможным, благодаря сужению ширины полос. При этом, их количество осталось прежним или даже увеличилось. Кроме того, рабочие нанесли на проезжую часть новую разметку.
На пешеходных зонах уложили светлую плитку. По замыслу разработчиков, она будет нагреваться меньше, чем асфальт, что уменьшит эффект теплового острова (повышение температуры в местах скопления промышленности, машин и людей), который есть на всех крупных столичных магистралях.
В ходе работ расчистили пространство над пешеходами – с улиц убрали лишнюю рекламу, а провода скрыли под землей. Всего спрятали около 30 километров кабеля.
На улицах появились скамейки, урны и новые остановки. В центре столицы установили фонари в винтажном стиле – копии газовых светильников, освещавших Москву в XIX веке. Фасады домов на реконструированных улицах также привели в порядок.
Развлечения
Парки
Город развивается и с рекреативной стороны. Новую жизнь вдохнули в столичные парки. Сергей Собянин потребовал создать программу развития парков еще в 2010 году. С тех пор благоустроили как крупнейшие парки, например, "Сокольники", парк Горького, ВДНХ, так и "Фили", "Эрмитаж" и другие.
Там избавились от самостроя, высадили новые газоны, отремонтировали дорожки, установили бесплатные туалеты, организовали качественный общепит. Таким образом, сформировался так называемый московский городской стандарт. Помимо перечисленного, туда входят детские, спортивные, танцевальные площадки, а также Wi-Fi.
Осенью 2017 года власти планируют открыть парк "Зарядье". Строят его на месте снесенной гостиницы "Россия". В парке высадят растительность из четырех ландшафтных зон. Здесь будут представлены степь, тайга, лес и болота. "Зарядье" будет всесезонным – в павильонах создадут искусственный климат.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Еще один крупный объект – парк развлечений "Остров мечты" в Нагатинской пойме. Откроют его в 2018 году. Комплекс поделят на три зоны: досугово-развлекательную, тематическую и пристроенную подземную автостоянку. Общая площадь всего объекта составит 264,3 тысячи квадратных метров. Это будет первый в России всесезонный парк развлечений.
Время с детьми
В этом году пятилетие открытия после реконструкции отмечает Московский планетарий. Кроме того, уже год как работает крупнейший в Европе океанариум. Он открылся на ВДНХ в августе 2015 года. "Москвариум" разделен на три крупные зоны – аквариум, зрительный зал с водными шоу-программами и бассейны для плавания с дельфинами.
Фестивали
В городе проводится огромное количество фестивалей. В этом году их решили объединить в цикл "Московские сезоны", который включает в себя "Московскую зиму", "весну", "лето" и "осень".
Во время фестивалей город украшают в едином стиле, проводятся различные мероприятия и мастер-классы. Летом прошли фестивали "Наш продукт", "Времена и эпохи", "Московское мороженное", "Московское варенье. Дары природы", "Снова в школу", "Спасская башня".
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Осенью – фестивали "Московское кино", "Золотая осень", "Круг света". Зимой пройдут фестивали "Путешествие в рождество" и "Московская масленица". Весной пройдет пасхальный фестиваль, мероприятия, посвященные 9 Мая, и "Рыбная неделя".
По словам Сергея Собянина, проведение цикла фестивалей "способствовало развитию туриндустрии, торговли, малого и среднего бизнеса, на фестивали свою продукцию поставляли более 40 российских регионов.
Транспорт
Метро
Московская программа развития транспорта считается одной из самых масштабных в мире. Всего, начиная с 2011 года, в Москве построено порядка 60 километров линий метрополитена, введено около 30 станций. Всего их в столице уже более двухсот.
Открыты станции "Технопарк", Котельники, "Румянцево" и "Саларьево". На Люблинско-Дмитровской линии появились станции "Бутырская", "Петровско-Разумовская" и "Фонвизинская". На строящемся Третьем пересадочном контуре откроют пять новый станций – "Петровский парк", "Хорошевская", "ЦСКА", "Шелепиха" и "Деловой центр".
Станция "Ховрино" появится на Замоскворецкой линии и станции "Минская", "Ломоносовский проспект", "Раменки" на Калининско-Солнцевской линии.
Кроме того, реконструируются существующие станции. В порядок приводят вестибюли, заменяют эскалаторы, обновляют навигацию. Во всех вагонах метро появился бесплатный беспроводной интернет.
МЦК
Один из крупнейших проектов за последние годы – запуск Московского центрального кольца. Ввели его 10 сентября текущего года. По данным столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, уже в первые дни пассажиропоток превысил прогнозируемый в три раза.
В настоящий момент на Московском центральном кольце открыто 28 транспортно-пересадочных узлов, с шести из них можно совершить пересадку на платформы радиальных направлений железнодорожных магистралей.
Пассажирам пригородного сообщения уже доступны пересадки на Ярославское, Казанское, Савеловское и Смоленское направления. С 13 ТПУ МЦК доступна пересадка на станции метрополитена, с каждого – на наземный городской транспорт.
"Работу пришлось провести действительно сложнейшую, так как магистраль длиной 54 километра и с 31 станцией пересекает множество столичных улиц и радиальных направления железной дороги. Потребовалась перекладка сотен километров железнодорожных путей и коммуникаций. Таких инфраструктурных объектов в крупных мегаполисах во всем мире единицы… Одновременно вокруг МЦК начнут строиться крупные транспортно-пересадочные узлы, торговые центры, гостиницы и другая коммерческая недвижимость общей площадью несколько миллионов квадратных метров. В конечном счете это даст толчок развитию всей ныне депрессивной территории, по которой проходит новая магистраль", – отметил Сергей Собянин в интервью "Российской газете".
Всего на кольце построят 31 транспортно-пересадочный узел (оставшиеся три станции откроют к ноябрю), из них 17 соединят с линиями метро, еще 10 – с радиальными железнодорожными ветками.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
В часы пик интервал движения поездов составляет до 6 минут, а средняя скорость – 40 километров в час. Полный круг по кольцу можно проехать за 84 минуты.
На МЦК действуют билетная и тарифная система метрополитена. Проездные можно купить как в кассах метро, так и в билетных кассах МЦК.
Наземный городской транспорт
Проводится масштабная программа реформирования и наземного транспорта. Его делают более удобным, безопасным и современным. За последние годы подвижной состав обновился более, чем на 70 процентов.
8 октября в Москве заработала маршрутная сеть "Магистраль". Новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев проходят по центру столицы и основным транспортным путям.
Общее количество маршрутов в пределах Садового кольца не изменилось – 37. 18 из них получили статус магистральных, 12 стали районными, семь – социальными.
В результате изменения маршрутной сети общественного транспорта у 450 тысяч жителей Центрального округа появилась возможность добираться до центра города, не затрачивая время на дорогу до метро, спуск под землю и пересадки между линиями.
Еще одна реформа городского транспорта связана с маршрутками. Частные перевозчики теперь сотрудничают с властями и перешли на новые стандарты обслуживания пассажиров.
Автобусы заменили на новые синего цвета. В них установлены кондиционеры, видеонаблюдение, валидаторы для оплаты проезда, а также электронные табло с названиями остановок и голосовым оповещением пассажиров.
Несмотря на то, что автобусы коммерческие, в них действуют все городские билеты и льготы. Пассажиры могут воспользоваться билетами "ТАТ", "Единый", "90 минут" и картой "Тройка". Стоимость проезда составляет 50 рублей.
Дороги
Для столичных водителей чуть ли не каждую неделю открывают дорожные объекты: эстакады, мосты, путепроводы. Часть из них строят заново, какие-то реконструируют.
За последние шесть лет в Москве появилось около 500 километров новых дорог, более ста эстакад, тоннелей и мостов. В 2016 году среди первостепенных задач была реконструкция Рязанского проспекта и Щелковского шоссе, транспортных развязок на пересечении МКАД с Каширским шоссе и улицей Профсоюзная.
Началось строительство северного дублера Кутузовского проспекта – дорога пройдет от района делового центра "Москва-Сити" до МКАД с выходом на Молодогвардейскую развязку. Балаклавский проспект свяжет еще одна дорога с улицы Кантемировская.
Начались работы по строительству новой дороги, которая свяжет Киевское и Калужское шоссе. Семикилометровая дорога пройдет по трассе Солнцево–Бутово–Видное по территориям поселений Московский и Сосенского.
Пробки на Щелковском шоссе в районе одноименной станции метро теперь в прошлом. Светофоров стало меньше, а пространства больше. Полностью завершить реконструкцию Щелковского шоссе обещают к следующему году. Изменения коснутся не только автомобилистов. Проектом предусмотрены новые пешеходные переходы и шумозащитные экраны.
Еще один долгожданный дорожный объект – винчестерный тоннель на пересечении улиц Народного ополчения и Берзарина. Развязка позволит машинам двигаться непрерывно.
В эксплуатацию также сдали эстакаду на Волгоградском проспекте, в районе Волжского бульвара – это важный объект, который улучшит движение в Юго-Восточном административном округе. Реконструкция Волгоградского проспекта позволила увеличить пропускную способность этого транспортного узла на четверть и таким образом улучшила транспортную доступность районов Текстильщики, Кузьминки, Марьино, Люблино, Братеево, Жулебино и Капотня.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
На Волоколамке закончилась реконструкция одноименного путепровода. Вместо прежних шести полос здесь теперь десять. Строители обещают, что подобный маневр ускорит движение по шоссе не меньше чем на 25 процентов. Важно, что две полосы из 10 стали выделенными для общественного транспорта.
По словам дорожных строителей, такой же темп работ будет выдерживаться и на протяжении ближайших трех лет. На развитие общественного транспорта, дорог и парковок, модернизацию железнодорожного сообщения, ремонта и строительства транспортной инфраструктуры город выделит 434 миллиарда рублей.
В 2018 году эта цифра вырастет до 436,9 миллиарда, а в 2019 году составит 435,6 миллиарда рублей. Расходы инвестиционного характера составят по годам 316 миллиардов, 337,5 и 333,7 миллиарда рублей соответственно.
Основную долю бюджетных инвестиций в ближайшие три года направят на строительство метрополитена (157 миллиардов рублей) и развитие объектов дорожного хозяйства (около 150 миллиардов рублей).
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Парковки
В 2012 году в Москве начали появляться первые платные парковки. Сейчас зона платной парковки располагается внутри Садового кольца и в трех районах, расположенных между Садовым кольцом и ТТК.
После введения платной системы более чем на 25 процентов уменьшилось число нарушений правил стоянки и остановки, а скорость движения выросла на 15 процентов.
Час стоянки внутри Бульварного кольца обходится водителям в 80 рублей, в зоне между Бульварным и Садовым кольцами – 60 рублей. В пределах от внешней границы Садового кольца до ТТК стоимость часа парковки составляет 40 рублей. Штраф за неоплаченную парковку составляет 2,5 тысячи рублей.
Сейчас в зоне платной парковки с 20:00 до 8:00 утра могут бесплатно парковаться только местные жители с резидентным разрешением. Для круглосуточной парковки в своем районе водители должны оплатить годовой абонемент стоимостью три тысячи рублей.
Платные парковки созданы для мотивации выбора средства передвижения. В результате загруженность дорог снизилась, средняя скорость движения возросла, уменьшились глухие заторы. Деньги от парковок идут в бюджет города, они тратятся на благоустройство улиц и дворов и ремонт домов.
Социальная сфера
Здравоохранение
Огромное внимание власти Москвы уделяют здравоохранению: приводятся в порядок больницы и поликлиники, строятся новые, обновляется оборудование.
Скорая помощь стала быстрее. Согласно нормативам Минздрава, на вызов они должны приезжать не позднее чем за 20 минут. Однако, по словам главного врача станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Николая Плавунова, за последние годы время прибытия машин скорой на вызов сократилось до 13-14 минут.
Весной 2015 года столичные власти решили создать единые стандарты работы для регистратур городских поликлиник. В частности, в типовую модель войдут правила вежливости. Регистратура не должна гонять пациентов по поликлинике, а должна давать четкий ответ: где можно получить медицинскую помощь.
Повышается и квалификация самих врачей. В прошлом году на факультетах последипломного образования отучились более восьми тысяч медоработников по 98 специальностям. Из них 1422 специалиста получили новую квалификацию после прохождения переподготовки. В основном это дефицитные специальности: "общая врачебная практика (семейный врач)", "рентгенология", "паллиативная помощь", "анестезиология и реаниматология" и другие.
Образование
Все образовательные организации имеют круглосуточные посты охраны и оснащены системами видеонаблюдения. Созданы условия для организации качественного питания детей. Бесплатным питанием обеспечены все дошкольники, учащиеся 1-4 классов, учащиеся из социально незащищенных семей и студенты колледжей.
Столичные школьники активно применяют современные технологии в процессе обучения. У школьников уже с первого класса на уроках есть ноутбуки и планшеты, а также интерактивные доски. Например, ученик может принести свою домашнюю работу на электронном носителе или напрямую отправить учителю по электронной почте. У каждого ребенка есть собственный электронный дневник. Благодаря ему родители всегда знают, пришел ли ребенок на урок, какую он получил оценку.
За присутствием своего ребенка в школе можно проследить благодаря электронным картам системы "Проход и питание". Сейчас родительские собрания в школах также переходят в онлайн режим. Заболевшие школьники смогут присутствовать на уроках благодаря программе Skype.
Зимой прошлого года онлайн-уроки проводились в некоторых школах Москвы во время карантина по гриппу. Тогда из-за эпидемии закрылись порядка 300 школ. Подобные рекомендации были даны образовательным учреждениям Подмосковья.
Четыре московских вуза попали в рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings. Это МГУ имени Ломоносова, МГИМО, МГТУ имени Баумана и МФТИ.
Госуслуги
Пять лет назад в Москве появились центры госуслуг "Мои документы", заменив 1200 приемных различных органов власти.
Сегодня в городе насчитывается 127 центров – в каждом районе города и двух новых округах. Они открыты семь дней в неделю с 08:00 до 20:00. В них работают более шести тысяч сотрудников, что составляет пятую часть всех работников центров госуслуг в России.
В каждом центре есть стандартный набор сервисов. Можно сделать ксерокопию, фото, оплатить пошлину, распечатать документы с флешки, попить кофе или перекусить.
С мая прошлого года в залах "Моих документов" работают консультанты. Многие услуги можно оформить через интернет, не выходя из дома, но пока далеко не все умеют это делать. Консультанты помогают получить услуги не в окне, а с помощью компьютеров, которые расположены в специальной зоне.
Ну а для тех, кто разбирается в компьютерах, есть Портал госуслуг. Он был создан в 2011 году по инициативе мэра Москвы. Его основная цель – наладить конструктивный диалог с жителями города в вопросах городского хозяйства.
Зарегистрировавшись на портале, любой житель города может оплатить услуги ЖКХ, прикрепиться к поликлинике, оформить социальную карту и так далее.
Кроме того, по инициативе Сергея Собянина был создан портал "Наш город". Портал позволяет решать конкретные проблемы, которые беспокоят жителей Москвы. "Наш город" уже помог решить более миллиона проблем, а число зарегистрированных пользователей составляет почти 900 тысяч человек.