Режиссеру Роману Виктюку, человеку, создавшему свой уникальный театр, 28 октября исполнилось 80 лет. Роман Григорьевич отмечает праздник премьерой: сегодня публика увидит спектакль "И вдруг минувшим летом" по пьесе Тенесси Уильямса. День рождения дополнит и новоселье: для зрителей откроется сцена в здании на Стромынке, находившаяся на реставрации. О мастере, его таланте, силе и способности видеть человеческую природу – в материале m24.ru.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Есть люди, которые опережают свое время и служат проводниками новой эпохи. Роман Григорьевич Виктюк одним из первых в России воспринял грядущую эру чувственности и воплотил это в своих постановках. Люди в его спектаклях – не люди, не маски, а духи разнообразных стихий, стремящиеся покинуть человеческую систему, математическую диктатуру реакций и контроля.
Виктюк уловил вибрации нового мира: восприимчивость, женственность, смешение времен, гармонию хаоса и торжество искусства даже в проявлениях быта. С каждой новой постановкой он транслирует в мир идею рождения нового летоисчисления – эры бескрайней любви. Его спектакли – обучающие программы, порталы, которые приучают людей мыслить иначе и открывают возможности чувствовать искренне, не опасаясь косых взглядов. С подмостков театра он обнажил душу человека, сделав ее сексуальной.
Никита Косточко (актер Театра Романа Виктюка)
Фото: facebook.com/nikitakostuchko
Роман Григорьевич неповторим. В работе его не интересует повседневная суета. Он исследует вечность, космическую природу поведения персонажей. Мне, молодому артисту, чрезвычайно повезло попасть к такому мастеру и под его руководством отправиться исследовать самые интересные тайны человеческой природы. Мне кажется, что Романа Григорьевича бесполезно расценивать временно. Он просто есть.
Те, кто пока не готов расстаться со своими защитными барьерами, воспринимают творчество Романа Виктюка агрессивно. Кто-то пытается объяснить ощущения от его спектаклей с точки зрения логики, но постановки Романа Григорьевича – не для аналитической критики. Они для чувствования, единомоментного проживания, вдоха и выдоха, полного погружения.
Постановки Романа Григорьевича – для чувствования, единомоментного проживания, вдоха и выдоха, полного погружения.
Сейчас это сгустки энергии, фракталы, а не матрица произведения, облеченная в сценический ход. Потому и авторов для своих постановок Роман Григорьевич всегда выбирает из тех, кто тоже уловил королевство духа, а не морали: Тенесси Уильямс, Маркиз де Сад, Оскар Уайльд, Франк Ведекинд, Эрик-Мануэль Шмитт, Жан Жене и другие. Поход в театр Виктюка – это не средство отвлечения, а подзарядка жизненного аккумулятора.
Михаил Половенко (актер Театра Романа Виктюка)
Фото: facebook.com/mihail.polovenko
Роман Григорьевич – космический, мистический гений. Он видит то, что редко кому дано увидеть. Разгадывает и одновременно зашифровывает. За время репетиций с ним испытываешь невероятный спектр эмоций и чувств. Я не встречал другого режиссера, который бы так любил своих артистов.
С каждой постановкой Романа Виктюка метафизическая составляющая сценического действа усиливается. И если в прежних спектаклях он рассказывал истории о людях, трогающие каждого, то для новых его работ от зрителя требуется готовность воспринимать происходящее с абсолютным доверием и освобожденным умом.
Роман Григорьевич – космический, мистический гений.
Эпатирующие "Служанки", томная "Последняя любовь Дон Жуана", отчаянный "Нездешний сад", запутанное "Начало и конец времен", туманная "Федра" и, наконец, предстоящая премьера по элегантному Тенесси Уильямсу – ни один из этих спектаклей нельзя назвать предсказуемым, ни один не получится разложить на драматургию и перечень режиссерских приемов, настолько они цельны как образ и ценны как послание.
Дмитрий Бозин (актер Театра Романа Виктюка)
Фото: facebook.com/dmitriybozin
Естественно, хочется говорить о волшебной чувственности мастера и его творений. Но при вопросе о влиянии лично на меня вспомнилось вот еще что. Еще в школьной моей юности у меня была пластинка с интермедиями Карцева и Ильченко, которые я с легкостью и наслаждением запоминал и воспроизводил наизусть.
Юмор в них возникал не столько от смысла слов, сколько из-за их удивительной ритмической интонации. Через много лет я узнал, что интонацию эту им режиссировал Роман Григорьевич. Так что его влияние на меня началось задолго до нашей встречи. И в тех редких случаях, когда мне доводится играть комедии, я счастливо смешу людей именно этой чудесной ритмомузыкой. Вообще внутренний юмор Виктюка бесконечен и многообразен. Только пусть он остается добрым. Этого ему и желаю всем сердцем.
Возможно, потому, что Роман Григорьевич всегда живет по сердцу и не подстраивается под общественное мнение и железобетонные схемы режимов, не вступал в отчаянную схватку и не поднимался на бунтовские баррикады, Вселенная помогает ему идти по творческой дороге. Намерения исполняются, следуя правилу "всему свое время", и вокруг всегда оказываются нужные люди.
Вселенная помогает Виктюку идти по творческой дороге.
Труппа театра Романа Виктюка – совершенный организм, мутирующий под новое время и разливающий вокруг мощную энергетику творения и ассимиляции со всеми красками мира. Те, кто начинали с Виктюком и те, кто присоединился к его театру только что, солидарны в своих высказываниях и одинаково преданы своему режиссеру.
Людмила Погорелова (актриса Театра Романа Виктюка)
Фото: facebook.com/ludmilapogorelova
Как режиссер он бездонен, непредсказуем, философичен, парадоксален. Как человек он одинок, живет в мире музыки, дорогих нарядов и любви к балету. В моей судьбе он сам стал моей судьбой. В какой-то момент я поняла, что родилась для того, чтобы встретиться с ним... Даст Бог, и через десять лет мы будем встречаться на репетициях и улетать в космос искусства, как делаем это уже 30 лет!
Роман Виктюк стал первым, кто открыл частный театр в СССР. Это случилось 20 лет назад, и в свое время стало прорывом и легитимным маяком свободы для всех творческих людей. Однако, ему с труппой пришлось почти двадцать лет скитаться по разным гостеприимным сценам в ожидании, пока врученное им здание – само претендующее на звание легенды – будет восстановлено. Но и во всех мифологиях герои должны сначала пройти тернии и обряд инициации, чтобы войти в свою силу.
Как режиссер он бездонен, непредсказуем, философичен, парадоксален.
Роману Григорьевичу 80 – и это число метафорично: восьмерка как символ бесконечности и ноль как знак ничего есть суть вечное начало и вечный конец времен, сакральное время, таящее в себе новые осознания. Театру Романа Виктюка исполняется 20, и в слиянии цифр 8 и 2 рождается дата события 28 октября. Даже если все это – лишь совпадения, они еще раз доказывают космическую предопределенность всего, что делает этот человек…
Фотогалерея
Юбилей Роман Виктюк отмечает в своем театральном доме – эталонном здании русского авангарда, бывшем Доме культуры имени И.В. Русакова, который теперь является одним из самых высококлассно оборудованных и передовых театральных зданий в России. На сцене покажут премьеру, и именно этим творческим слиянием актеров и зрителей в свой праздник Роман Григорьевич еще раз доказывает свое предназначение – быть проводником нового времени и раскрывать в людях их силу.
Майя Динова
Время: 28 октября, 19:00