Фото: ТАСС/Денис Вышинский
Россия вместе с США, ЕС и Японией разработает единый свод правил эксплуатации беспилотных авто. Об этом m24.ru сообщил заместитель министра транспорта России Николай Асаул.
"Мы являемся членами рабочей группы в ООН, которая занимается этими вопросами, и будем также прорабатывать свод правил для эксплуатации беспилотных авто. Когда свод правил будет принят, он распространится и на Россию", – сказал Асаул.
В частности, министерство транспорта сейчас изучает возможные требования по взаимодействию беспилотников с другими транспортными средствами (кто должен уступать на дороге), а также алгоритм действий в рамках дорожной инфраструктуры, например, перед светофорами.
Многие автопроизводители планируют начать массовый выпуск беспилотных автомобилей в ближайшие десять лет. Компания Ford запустит доступные широкому кругу потребителей беспилотники к 2025 году. В 2021 году автомобиль, в котором не предусмотрены руль и педали, будет поставляться в службы такси. Беспилотные авто тестируют компании Tesla и Google.
Первое в мире беспилотное такси запущено в Сингапуре в августе 2016 года компанией nuTonomy. Заменить все такси на самоуправляемые компания планирует уже к 2018 году. В Москве также может появиться беспилотное такси с технологией интеллектуального распределения заказов.
Компания "Яндекс" подписала соглашение о сотрудничестве с ПАО "КАМАЗ" по разработке системы полуавтономного управления автомобилем, основанного на комплексе технологий искусственного интеллекта: компьютерного зрения, машинного обучения, речевых технологий.
Завкафедрой транспортной телематики и робототехники института МАДИ Владимир Власов полагает, что своевременная разработка технической документации по использованию беспилотных авто даст толчок их появлению в России.
"В требованиях нужно указать, как данное транспортное средство будет обмениваться информацией с дорожной инфраструктурой или соучастниками движения. Светофоры нужно дооборудовать телематическими устройствами, которые подадут беспилотнику команду – можно или нельзя ехать. Обязать все обычные автомобили дооснаститься подобными устройствами сложно, но со временем мы к этому придем – транспортные средства будут взаимодействовать без участия водителя", – заявил эксперт.
Кроме того, можно оснастить дорожную инфраструктуру так, чтобы она сообщала и об авариях впереди, добавил он. Беспилотный автомобиль будет получать сигнал: из-за ДТП заняты два ряда, данный путь лучше объехать или занять третий ряд.
С точки зрения специалиста, все беспилотные авто должны иметь систему распознавания препятствий, именно благодаря ей они смогут остановиться на бессветофорных пешеходных переходах. В первые годы эксплуатации таких машин в своде правил следует прописать также присутствие человека в салоне, отметил Власов. "Хотя в будущем это будет необязательным. Например, доставкой пиццы займется только автомобиль", – подчеркнул он.
По его словам, желательна также организация выделенных полос для беспилотников. "Выделенные полосы будут первыми отголосками того, что беспилотники – общественный транспорт. Ученые выяснили, что в скандинавских странах и остальной Европе желание покупать автомобиль сменяется покупкой транспортной услуги. То есть молодое поколение стало чаще пользоваться общественным транспортом, такси, каршерингом, потому что эти услуги стали качественными", – заключил Власов.
Ссылки по теме
- Беспилотные такси могут появиться в Москве
- Беспилотные парконы могут появиться в Москве
- Операторы московского каршеринга изучат возможность использования аэромобилей
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин согласен, что в первую очередь нужно оснастить российские дороги интеллектуальными транспортными системами.
"Пока беспилотным автомобилям взаимодействовать не с чем. Когда дорожную инфраструктуру дооснастят, в требованиях необходимо четко прописать, как авто должно реагировать на тот или иной сигнал. Кроме того, нужно разработать ограничения скорости для таких машин. Если, например, речь о городском каршеринге, нужно снизить скорость ради безопасности. Беспилотникам, которые едут по трассам с высокой скоростью, можно ничего не ограничивать", – пояснил собеседник m24.ru.
Обязательное наличие пассажира или водителя с удостоверением не нужно в своде правил, считает Блинкин. "К пассажиру можно применить только одно требование – пристегнуть ремень. А если беспилотное авто нуждается в водителе, значит, транспортная система не работает", – заметил он.
В требованиях также нужно формально прописать такие пункты, как включение фар в темное время суток. "Конечно, все беспилотные авто умеют это делать. Но в правилах обозначить можно", – заключил эксперт.
Первые беспилотные автобусы могут запустить в России к чемпионату мира по футболу в 2018 году. В ГИБДД уже начали обсуждать тему эксплуатации автономных транспортных средств. Специальные трассы для испытания беспилотных автомобилей откроют в России в ближайшее время. Первые беспилотники в столичной системе каршеринга начнут тестировать в следующем году.
Умные светофоры, установленные на столичных улицах, смогут передавать им сигналы. При этом пробное движение беспилотных грузовиков на трассе М11 "Москва – Санкт-Петербург" планируется начать к 2020 году. Автопилотируемые поезда запустят в метро к 2020–2021 годам. В России также может появиться профессия "оператор беспилотного средства".