23-летняя Алена Ширина с рождения могла видеть только одним глазом. Когда ей было пять лет, начал ухудшаться слух, а в подростковом возрасте зрение сильно упало. Врачи сделали операцию, но результат был отрицательный, и девушка полностью ослепла в 14 лет. В Международный день слепых – 13 ноября – Алена Ширина рассказала m24.ru историю своей жизни: как она пережила потерю зрения, как адаптировалась к жизни в мире, который она больше не видит, как нашла близких друзей и стала массажистом.
Фото предоставила Алена Ширина
– Я вам расскажу о себе с самого начала. Родилась в Московской области в городе Железнодорожный, живу с мамой. С рождения у меня видел только один глаз, но только до 14 лет. А еще, когда мне было пять лет, я частично начала терять слух.
До пяти лет я ходила в обычный детский сад. Но когда слух начал теряться, меня перевели в Москву в специальный интернат для слабослышащих детей. Там я училась пять лет, пока у меня было зрение. Из-за нагрузки в учебе в пятом классе или других причин у меня начало резко падать зрение. Меня перевели в первый интернат для слепых на "Алексеевской".
В 14 лет я окончательно потеряла зрение. Сначала один мой глаз стал хуже видеть. Врачи предложили сделать операцию лазером, чтобы это исправить, они хотели как лучше, но результат был отрицательный.
После операции сначала изображение казалось мне размытым, а потом становилось все темнее и темнее. Потом зрение полностью пропало.
У меня была паника: "Как люди живут без зрения?!". Я понимала, как жить, если теряется слух, тут еще можно адаптироваться… Но когда ты вдруг больше ничего не видишь… Я потеряла ориентацию в пространстве, хоть у меня в сознании и остались зрительные образы интерната, в котором я жила.
Когда ты теряешь зрение, на миг все как будто отключается, кажется, что мир пропал, и вокруг одна пустота.
Со временем я начала работать руками, трогать все пальцами и потихоньку ориентироваться. Пришлось учиться жить заново, уже с другими ощущениями и возможностями, в другом мире. Представьте, когда смотришь на стену, думаешь: "Ну, стена и стена", – а когда ты ее трогаешь, то оказывается, что стены бывают разные на ощупь: гладкие, шершавые, холодные. Все тактильные ощущения обостряются.
Первое время окружающий мир казался мне очень страшным. Например, я жила в интернате и там я думала, что помню, как дойти от одного класса до другого, где лестница на этаж и прочее, а когда начинала идти, постоянно терялась, а в голове крутились мысли: “Куда я ушла? А правильно ли я иду? А где я сейчас?”.
Страх и паника меня охватывали, потому что я не знала: дойду я или нет. Но постепенно внутри у меня образовалось новое понимание мира, и я начала ориентироваться в нем.
Пришлось адаптироваться, я благодарна учителям первого интерната, которые со мной занимались. Со временем я начала ходить на кружок по бисероплетению. Когда не видишь, хорошо начинает развиваться моторика рук, телесная чувствительность, стал усиливаться слух и обоняние. Что-то теряешь, а что-то приобретаешь.
Так в интернате я проучилась 12 классов, выпустилась в 2013 году и поняла: надо как-то устраивать свою жизнь, получить профессию. Я решила, что займусь массажем. Хорошая профессия, можно помогать людям восстанавливать здоровье, а самой развивать моторику и тренировать пальцы рук. Выбор профессии для меня был естественным – с детства любила массировать бабушку и маму, получала удовольствие от возможности помогать другим людям чувствовать себя лучше.
Фото предоставила Алена Ширина
Случайно я узнала, что в Москве открыли обучающую программу для слепых массажистов в медицинском колледже №6 на метро "Медведково". Пошла туда, и в прошлом году закончила.
В это же время случайно узнала про Фонд поддержки слепоглухих "Со-единение", мне про него рассказала моя учительница и посоветовала в него обратиться. Я заинтересовалась, чем они занимаются, прошла перепись как слепоглухой человек и стала подопечным. Когда в фонде узнали, что я дипломированный массажист, мне предложили работу в Ресурсном центре для слепоглухих людей в Ясеневе, я, конечно, с радостью согласилась. Сейчас такое сложное время, в Москве очень трудно найти работу, а если есть возможность, значит, надо ей воспользоваться.
В январе 2017-го будет год, как я там работаю. Занимаюсь классическим массажем, баночным, детским, рефлекто-сигментарным. Я испытываю большое облегчение, когда люди после массажа уходят от меня довольные. Еще я делаю массаж на дому, со мной можно связаться по номеру: +7(909)6845865.
К любой ситуации можно адаптироваться, и, главное, не сидеть сложа руки, а работать, работать и еще раз работать.
Я всегда себе говорю: "Кроме тебя никто не сделает. Вдруг что-то случится с мамой или друзьями… Есть опасность остаться одной, и тогда надо уметь жить самостоятельно. Всегда можно найти выход из положения. Самое главное верить в себя и свои силы, а не полагаться на других".
Фото предоставила Алена Ширина
Как бы я себя описала? Какой я человек? Я простой, добрый и спокойный человек, люблю общаться, по гороскопу – Козерог, поэтому целеустремленная. Дома я сама готовлю и делаю уборку. Иногда люди удивляются и спрашивают меня: "Как же ты готовишь?". А я отвечаю: "Молча".
Общение с другими людьми дается легко. У меня много друзей среди людей со слепотой и глухотой. Если говорить про общение со здоровыми людьми, то тут сложнее, к сожалению, не часто попадаются отзывчивые, понимающие люди, которые готовы с удовольствием со мной дружить.
Здоровые люди смотрят на меня и людей со слепотой и глухотой так, как будто мы с другой планеты прилетели, и не понимают, как общаться с инвалидами.
На работу я езжу на общественном транспорте, вокруг много здоровых, но они меня не видят и редко предлагают помощь. Они настолько погружены в свои планшеты и смартфоны, что забывают о том, что вокруг них происходит реальная жизнь, их окружают живые люди. Меня переполняет сожаление, что здоровые люди могут видеть, но они не ценят этого, они смотрят только в экраны гаджетов и не замечают реальный мир вокруг.
Здоровые и люди с инвалидностью живут рядом, в одном городе, но на самом деле мы друг друга в упор не видим. Вроде бы рядом находимся физически, но эмоционально мы ужасно далеко.
Люди с инвалидностью могут не видеть или не слышать, но в остальном мы точно такие же, как и все остальные. Добрые, общительные, ведем здоровый образ жизни. Хотелось бы, чтобы здоровые люди понимали, что мы среди вас живем, а не исключали нас.