По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.
Ясумаса Моримура. Менины. Сцена позади художника
31 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка современного японского художника Ясумасы Моримуры, посвященная истории автопортрета в мировом искусстве. В экспозиции – более 80 работ из собрания японских музеев.
Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Ван Эйк в красном тюрбане. 2016
На сегодняшний день Ясумаса Моримура является одним из самых значимых японских художников, работающих в жанре аппроприации (присвоения). Его художественный принцип заключается в том, чтобы выбрать какой-либо знаковый образ из истории искусства и "примерить" его на себя. Так Ясумаса путешествует по странам и эпохам, одеваясь то в Рембранда, то в "Джоконду" да Винчи, то в Мэрилин Монро. Так художник становится одновременно и моделью, и позирует для фотопортретов, воспроизводящих портретные шедевры из истории искусства.
Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Рука – другое лицо Дюрера. 2016
Моримура препарирует историю европейского искусства, как патологоанатом. Японец по происхождению, человек с другими ценностями, другим воспитанием и другим культурным кодом, он пытается перепрограммировать себя, прожить на собственном опыте европейское искусство от Возрождения до современности. Поэтому первый раздел выставки называется "Когда я ничего не знал об истории искусства". В нем представлены самые ранние работы художника. По ходу развития экспозиции Моримура рассказывает зрителю, как проходило его знакомство с европейской живописью. Раздел "История искусства в автопортретах" состоит из портретов Леонардо да Винчи, Дюрера, ван Эйка, Караваджо, Рембрандта и многих других художников.
Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Караваджо. Крик Медузы. 2016
То же самое делал российский художник Владислав Мамышев-Монро. Он сам перевоплощался в тех героев, кого хотел изобразить. Интересно, что начало деятельности этих художников пришлась на 1980-е, но вряд ли они знали друг о друге и пытались копировать художественные приемы. Мамышев-Монро, лауреат премии Кандинского-2007 и один из главных российских авторов 1990-х, скончался в 2013 году. А Ясумаса Моримура активно продолжает свою творческую деятельность, подтверждением чему как раз служит серия "История искусства в автопортретах", выполненная в 2016 году.
Ясумаса Моримура. Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо). 2001
В своих работах Моримура использует различные техники: это не только фотография, но и коллажи и ассамбляж, а в случае с одним из портретов знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало это может быть настоящий венок из цветов. Кстати говоря, Фриде Кало посвящен на выставке целый раздел под названием "Внутренний диалог с Фридой Кало". Именно эта художница вызывает у Моримура особенный интерес. Дело в том, что она как ни один другой европейский художник была буквально зациклена на своем психологическом портрете и изображала себя чаще, чем кого-либо еще.
Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Комната ван Гога
Вероятно, в этом психологизме и заключается основной смысл работ Моримура. Его цель – понять, что же двигало художниками, кем они были на самом деле, и сделать он это пытается, поставив себя на их место. В итоге получается некий живописный эквивалент театральной "системы Станиславского". Чтобы понять, кем был Винсент ван Гог, он сам становится ван Гогом, переносясь в его комнату и в мельчайших деталях представляя все, что могло его окружать.
Ясумаса Моримура. Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях. 1994
Вначале Моримура работал фоторепортером, снимал политические события в Японии, а также войну во Вьетнаме. Постепенно он пришел к тому, что прошлое ему ближе настоящего: "Мне нравится смотреть на современный мир через призму истории искусства, – говорит он – Вместо того, чтобы мчаться вперед, я хотел бы повернуть время вспять, и посмотреть на то, как мы жили в предыдущих веках". Моримура воспринимает все это как личную историю: через подражание чужим портретам художник, по его словам, наблюдает за развитием своей личности.
Ясумаса Моримура. Автопортрет (в образе "Олимпии"), 1988
Ясумаса Моримура считает себя наследником традиций американского поп-арта. В своих интервью он часто ссылается на историю, на тесную связь между америкнским и японским искусством. Действительно, многократное воспроизведение одного и того же образа, ирония над ним, были серьезным оружием поп-арта. Тем не менее, Моримура делает нечто большее – он не просто разрушает "ауру" классического произведения, он превращает его в комедийный образ. Он словно говорит: Смотрите! В этом нет ничего выдающегося и уникального! Каждый может оказаться на месте "Олимпии"!
Ясумаса Моримура. Эскиз к Вермееру. 2008
Но если так, то это болезнь всей современной массовой культуры: кто только не эксплуатировал образ "Девушки с жемчужной сережкой" Вермеера! Фильм со Скарлетт Йохансон в главной роли, клип Бейонсе – тысячи раз девушка в золотистом платье и синем платке на волосах мелькала перед глазами. Вы ее видели – просто не замечали. Так сможете ли вы отличить Вермеера от Моримура – вот в чем вопрос.
Фотогалерея
С одной стороны, у европейского зрителя работы Моримура могут вызвать эстетическое отторжение: ведь каждый знает, как на самом деле должна выглядеть "Мона Лиза" да Винчи. Даже человек далекий от искусства с легкостью узнает ее тонкие черты лица, нежные руки и знаменитую улыбку. С другой стороны, для многих нет никакой разницы, кто автор портрета – Джоконда живет сама по себе. Он не в Лувре под пуленепробиваемым стеклом, а в голове у каждого из нас.
Ясумаса Моримура. Портрет Рембрандта
"Когда мы говорим о современном искусстве и современных художниках, – говорит Моримура, – мы обычно себе представляем художников, которые живы. Но я чувствую себя очень некомфортно о разделяя художников на живых и мертвых. Проводя границу между жизнью и смертью, мы отделяем "мир смерти" от нашего "мира жизни", бросая мертвых прочь в "мир забвения". Художники могут быть мертвы, но некоторые из них так близки нам, что начинает казаться, будто бы они живы. Таких мастеров стоит уравнивать с "современными художниками". Леонардо да Винчи, например, является великим художником, но он живет в прошлом. Тем не менее, я не чувствую, что он дальше от нас, чем Джон Кейдж, хотя он тоже жил в прошлом. Их идеи до сих пор живы в нашем мире, потому что они выражают очень важные проблемы нашего времени".