Понедельник для большинства московских музеев является выходным днем, но это не значит, что у вас нет возможности прикоснуться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания m24.ru ведет рубрику "10 неизвестных", где мы рассказываем о выставках, художниках и важных датах из истории искусства.
Денис Пил. Ума Турман. Итальянский Vogue, 1986
Фотогалерея
Фото: m24.ru/Никита Симонов
Денис Пил. Кристи Тарлингтон. Vogue USA. 1987
Денис Пил – один из трех фотографов, определивших стиль легендарного журнала Vogue. Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Денис Пил – каждый, кому выпала честь печатать свои снимки на обложке этой библии глянца, оказал влияние на ход истории фэшн-фотографии. Главный редактор издательского дома Conde Nast, который и сегодня выпускает Vogue, Александр Либерман говорил, что Пил "показал жизнь современной женщины так, как это не удавалось прежде никому". Недаром, в 1979 году Либерман заключил с Пилом эксклюзивный контракт на публикации его снимков.
Денис Пил. Кристи Тарлингтон. Лагуна-бич. Vogue USA. 1987
Денис Пил родился в 1944 году во Франции. Уже в 22 года, когда он с родителями жил в Австралии, Пил основал свою первую фотостудию. Переехав в США, он стал работать в газетах и публиковаться в New York Times, пока не оказался в Conde Nast, где проработал более десяти лет. В эти годы он снимал для Vogue, Vanity Fair, GQ. В 1989 он ушел из издательства, чтобы сосредоточиться на съемках кино. Результатом этой работы стала лента "Любовь слепа".
Денис Пил. Ариель Бургелин, В беде Нью-Мексико. 1984
В объектив Пила попали практически все иконы кино 1980-х: Джина Дэвис, Настасья Кински, Энди Макдауэлл, Дэррил Ханна, Изабелла Росселлини, Голди Хоун, Джейми Ли Кертис, Лилиан Гиш, Дональд Сазерленд, художники Ман Рэй, Виллем де Кунинг, Джаспер Джонс и многие другие. Одним из своих главных учителей сам Пил всегда считал Александра Либермана. Но, безусловно, в его снимках огромную роль играет киноэстетика, особенно влияние фильмов Стенли Кубрика и итальянцев-неореалистов Бертолуччи и Антониони.
Денис Пил. В беде. Нью-Мексико. 1984
Стилист Джон Вертин, много работавший на съемках Пила, говорил: "Я всегда говорил, что Дениса Пила можно назвать Стенли Кубриком мира моды, потом что при работе с ним или взгляде на его фотографии у меня возникает то же самое ощущение, что при просмотре фильмов Кубрика. Холодная элегантность образа, странное напряжение или даже наэлектризованность состояния в кадре. Едва уловимое, тонкое, не броское. Сюжет происходящего понятен не сразу. Ясность приходит со временем и пробирает до мурашек".
Денис Пил. Джоан Северанс. Разные миры. Замок Ховард. Йоркшир. Великобритания. Vogue USA. 1982
Образы Пила, одновременно притягательные и отталкивающие. В них нет "идеальности" и откровенности, и всегда остается недосказанность. В одном снимке скрывается целая история, схваченная в "Стоп-кадре". Пил признается, что всегда был больше режиссером, чем фотографом. Его привлекает не техническая, а интеллектуальная сложность снимка. Поэтому в студии он часто давал моделям некую "роль", помогая создать персонажа, сыграть определенный характер.
Денис Пил. Джоан Северанс. Разные миры. Павлин-1. Замок Ховард. Йоркшир. Великобритания. Vogue USA. 1982
После фильма "Любовь слепа" Пил снял картину Facescapes (прим. ред.: слово, образованное от face – лицо и landscape – пейзаж). Его темой стало время, его ход, те перемены, которые происходят в человеке с течением времени, следы, которые оставляет человек в истории. Работа получилась не столько документальной историей, сколько философской притчей.
Денис Пил. Клэр Хоук. Нью-Йорк Сити. Vogue USA. 1985
Одним из последних проектов Пила стал Down to Earth ("Ближе к земле"), где фотограф исследует человеческое тело в его отношениях с землей, природой, растениями. Конечно, Пил играет на грани эротики, обращаясь к обнаженной натуре, но на самом деле фотограф, скорее, обращается к первобытной эпохе, к естественной среде обитания первого человека.
Денис Пил. Джоан Северанс и Нэнси Донахью. Vogue USA. 1982
На московской выставке снимки из проекта Down to Earth не представлены, но организаторам удалось показать разноплановость работ Пила. Сам фотограф, присутствовавший на открытии выставки, сказал, что очень доволен, потому что экспозиция сочетает и чувственность, и кинематографичность его подхода, и выразил надежду, что русские научатся лучше понимать обнаженное тело в искусстве.
Денис Пил. Татьяна Патиц и Летиция Фирмин-Дидо. Vogue USA
Сейчас Денис Пил живет во Франции, в ренессансном шато XII века, куда переехал с семьей после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Он пишет сценарии для фильмов, работает над новыми проектами, помогает молодым художникам, участвует в фестивалях, готовит к выходу большую книгу со своими фотографиями. Первая монография Пила вышла в 2012 году и называлась "Моменты".
Денис Пил. Нина Клеп. Vogue USA. 1982
Возможно, вы никогда даже не слышали о таком фотографе, как Денис Пил, но наверняка знакомы с его снимками: они повсюду – на обложках журналов, в рекламе парфюмерии и косметики, различных марок одежды, фотоаппаратов, на обложках книг, на плакатах и афишах кино. Его снимки – элегантны, загадочны, притягательны и всегда узнаваемы.