Новости

Новости

20 февраля 2017, 18:31

Культура

10 неизвестных: любовь и шестидесятники на выставке "Оттепель"

По понедельникам большинство московских музеев не работает, но это не означает, что у культуры выходной: прикоснуться к прекрасному можно в любой день недели. Редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой рассказывает о самых интересных произведениях искусства, которые можно увидеть в столице, начиная со вторника или даже отправиться к ним навстречу прямо сейчас.

Юрий Пименов. Бегом через улицу

16 февраля в Третьяковской галерее открылась выставка "Оттепель", посвященная советскому искусству, быту и надеждам эпохи 1960-х. В этом беспрецедентном культурологическом проекте собраны более 500 экспонатов из 23 музеев и 11 частных собраний.

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице

Каждый раз, начиная текст или разговор об этой выставке, я спрашиваю себя: понимаю ли я искусство шестидесятников? Можем ли мы сегодня осуждать художников "Оттепели" за откровенную патетику языка, за восхищение советской реальностью эпохи? По сути, к этому искусству мы могли бы относиться отстраненно. Как, скажем, к искусству XVI или XIX века – ведь прошло уже 50 лет. Могли бы изучать его формальные стороны. Например, смотреть, кто у кого учился и что на своих картинах изображал. С другой стороны, мы не можем так делать именно потому, что прошло всего 50 лет. Сегодняшнее поколение – поколение наследников той эпохи, и именно нам еще только предстоит осмыслить ее важность, достижения, просчеты и неудачи.

Юрий Пименов. Район завтрашнего дня

Юрий Пименов. Район завтрашнего дня

Юрий Пименов был одним из художников, изобразивших 1960-е как эпоху надежд за секунду до светлого будущего. Стройки, свадьбы, молодые ученые, автомобили – все это мчится навстречу завтрашнему дню. Его картины напоминают киноафиши, что не случайно: Пименов работал и как график-иллюстратор, и как театральный декоратор. Его талант был признан еще в сталинские времена, соцреализм такого толка был прост и понятен вождю. Но именно в 60-е Пименов стал одним из главных художников СССР. Для него была важна не столько советская реальность, сколько реальность жизненная во всех своих проявлениях.

Виктор Попков. Строители Братска

Виктор Попков. Строители Братска

"Строители Братской ГЭС" – одно из главных произведений так называемого "сурового стиля" рубежа 1950-х – 1960-х годов. Это направление в живописи предшествовало "Оттепели" или даже было его частью.

Виктор Попков. Двое

Виктор Попков. Двое

"Суровый стиль" от соцреализма отличался более грубыми формами и сюжетами. Если первый говорил о трудовых подвигах, то второй – о счастливой послевоенной жизни в мирной соицалистической стране. Героями сурового стиля часто становились рабочие, строители, крестьяне, а темами – тяжелый физический труд и "суровость" бытия. Такие лирические мотивы и влюбленные герои были исключением.

Таир Салахов. У Каспия

Таир Салахов. У Каспия

Таир Салахов – еще один представитель "сурового реализма". Но наряду с такими картинами ("У Каспия") на выставке представлена, к примеру, его работа с букетом красных цветов. По словам куратора Кирилла Светлякова, подобное произведение в советское время считалось лучшим подарком: "с одной стороны – цветы, а с другой – картина".

Михаил Рогинский. Пол. Метлахская плитка

Михаил Рогинский. Пол. Метлахская плитка

Наряду с соцреализмом, воспевавшим советскую повседневность, существовало направление соцарта, над этой реальностью иронизировавшее. Художник Михаил Рогинский был одним из ярких представителей данного направления. Он изображал не идиллические сцены советской жизни и не ее суровый быт, а скупую реальность – плитку, предметы интерьера, "поэзию" советских кухонь.

Эрик Булатов. Разрез

Эрик Булатов. Разрез

Эрик Булатов стал одним из немногих советских художников (наряду с Ильей Кабаковым), чьи работы сегодня знают и очень ценят во всем мире. И хотя Булатов, как и Рогинский, принадлежал к числу соцартистов, на выставке "Оттепель" можно увидеть его работу абстрактного толка.

Владимир Янкилевский. Композиция

Владимир Янкилевский. Композиция

Еще один пример советского абстракционизма "второй волны". После авангарда 1920-х линия абстрактного искусства почти на 40 лет прервалась. А в 1960-е годы вырвалась на поверхность с новой силой. Даже название работы Янкилевского связывает его "Композицию" с живописью Василия Кандинского.

Николай Вечтомов. Красное и черное

Николай Вечтомов. Красное и черное

Николай Вечтомов был еще одним талантливым абстракционистом своего времени. О его живописи говорили, что ее особое достоинство в "пронзительном цвете". В советском искусстве это означало, что интересовать художников стало не только содержание, но и форма. Причем без привязки к сюжетной основе.

Владимир Гаврилов. Кафе. Осенний день

Владимир Гаврилов. Кафе. Осенний день

Владимир Гаврилов был старше большинства художников-шестидесятников и считался наиболее опытным мастером. Его учителем был великий отечественный реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь. Такой школой мало кто мог похвастаться из поколения "Оттепели". Картина "Кафе. Осенний день" – картина, которая связывает советское искусство с традициями не только русского классического искусства, но французского импрессионизма, с кафе на полотнах Гогена и Ренуара, только в интерьерах советской действительности.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика