Живая легенда рока, группа Aerosmith выступит в московском спорткомплексе "Олимпийский" 23 мая. Российская столица станет третьей остановкой прощального тура Aero-vederci, Baby, который музыканты анонсировали в конце прошлого года. Группа действительно решила поставить точку в своем творческом пути – по крайней мере, так считает один из основателей коллектива Джо Перри. В интервью m24.ru он рассказал о предстоящем выступлении и поделился мыслями о том, как изменился рок, что значит возраст для музыки и чем сегодняшние Aerosmith отличаются от Aerosmith времен своего расцвета.
– Концерт в Москве состоится в рамках прощального тура. Он и правда прощальный, или все же есть надежды на дальнейшее возрождение Aerosmith?
– Мы очень много размышляли над этим, прежде чем приступить к организации этого тура, поэтому данное решение было взвешенным и окончательным. Не думаю, что распад группы станет неожиданностью для кого-то из нас. Это действительно прощальный тур. Творческая жизнь нашего коллектива постепенно подходит к концу, и мы это осознаем. Лично я на каждом концерте стараюсь выступать так, будто он последний. Так что на предстоящем концерте в Москве мы выложимся по полной!
– Почему вы все-таки решили, что это конец?
– Всему свое время. Мне кажется, времена Aerosmith уже дали свои плоды. Сегодня у каждого из нас есть параллельные дела. Я, например, постоянно работаю в студии, потому что мне нравится создавать музыку и играть ее в живую. Когда я на время покинул Aerosmith и создал сольный проект в 1980-х, мне хотелось идти своей дорогой.
В 1984 году Перри вернулся в Aerosmith, после чего группа отправилась в гастрольный тур с символичным названием Back in the Saddle ("Снова в седле"). Следующий его сольный альбом The Best of The Joe Perry Project вышел в 1999 году.
Сегодня в моем багаже накопилось множество песен, которыми можно гордиться. Их хочется делать еще и еще. Некоторые из них звучали так, будто предвещали закат Aerosmith, а какие-то и вовсе очевидно выбивались из стилистики коллектива. Я же просто продолжаю делать музыку и заниматься другими проектами, как и остальные участники коллектива. При этом нас по-прежнему связывает общая очень мощная энергетика – это и есть тот заряд Aerosmith, который мы покажем во всей красе в ходе прощального тура.
– Вы упомянули сольные проекты. Что вы можете сказать по поводу сольного кантри-альбома Стивена Тайлера We’re All Somebody from Somewhere, вышедшего в прошлом году?
– Я думаю, сольное творчество делает Стивена по-настоящему счастливым. Пожалуй, это и есть главная причина, по которой он этим занимается. Это отличный шанс, чтобы открыть новую музыку и поработать с новыми людьми. Не могу назвать себя фанатом кантри, но в целом такая музыка мне нравится. И это здорово, что Стивен нашел себя в этом жанре.
Все композиции на альбоме решены в классической манере кантри – мягкая мелодичность и нежные переливы гитар, мандолин и аккордеонов.
– Не секрет, что у Стивена весьма своеобразный характер. Сталкивались ли вы со сложностями во время совместной работы?
– Возможно, это прозвучит как какое-то клише, но должен сказать, что это чистая правда: есть нечто, чего я никогда не чувствовал, играя с другими музыкантами – это чувство возникало только с Aerosmith. Думаю, все участники нашего коллектива чувствуют то же самое. Вы спрашиваете про сложности? Да, честно говоря, у нас бывали и тяжелые времена. Но все мы очень хорошо друг друга чувствуем, а значит успешно справляемся со всяким дерьмом. Так что в целом о совместной работе я могу сказать только теплые слова.
– Что сохранилось у современных Aerosmith со времен расцвета группы?
– От большой части нашего наследия сегодня осталась стойкость. На протяжении всего этого времени мы успели завоевать сердца поклонников нескольких поколений. И до сих пор у нас осталась былая мощь. Сегодня есть и другие музыканты, играющие рок в традиционном смысле. Таких единицы и мощная энергетика – это то, что является частью их потенциала.
– Какие-то молодые группы могли бы стать вашими последователями?
– Я стараюсь поддерживать молодых музыкантов. Например, оба моих сына (Тони – инженер и продюсер, Роман – клубный диджей) очень любят музыку и уже добились определенных успехов в этой области. Я ими горжусь, как и другими молодыми ребятами, которые берутся за это дело, потому что музыка вдохновляет людей. Людям важно искать что-то новое. Старая музыка уже ушла, но она продолжает развиваться. Кто знает, какой эта музыка окажется, например, лет через 20.
– Значит ли это, что эксперименты двигают рок-музыку вперед? Или в этом жанре важнее следовать традициям?
– Сегодня люди экспериментируют вовсю, порой даже можно встретить достаточно экстремальные версии уже устоявшихся музыкальных жанров – для этого всегда найдется своя аудитория. Однако настоящими экспериментами занимаются процентов пять из всех музыкантов. Только в восьмидесятые эти пять процентов измерялись сотнями и тысячами, а сегодня ими могут быть миллионы. В наши дни рок-музыка погружает в себя все больше и больше людей. Мы живем в очень интересное время для развития этого жанра.
– Вы смогли преодолеть наркотическую зависимость. Как вы оцениваете этот опыт с высоты сегодняшнего дня?
– Я завязал с наркотиками, потому что выбрал эту жизнь, где каждый выживает, как может. При этом, оглядываясь назад, я не могу сказать себе что-то вроде: "Ты не должен был делать того или другого". Существует точка зрения, что наркотики помогают ловить момент, чтобы всецело погрузиться в так называемое "здесь и сейчас". Но я бы не назвал это образцовым образом жизни. Любой опыт имеет свою цену, которую рано или поздно придется заплатить. Если говорить о наркотиках – такой цены я не пожелал бы никому.
Место: спорткомплекс "Олимпийский", Олимпийский проспект, 16
– Важен ли возраст для легенд рока и как сохранять рок-н-ролльный дух в течение всей жизни?
– Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что музыка, особенно популярная, меняется практически во всех ее проявлениях. Если песня действительно крутая, она будет хороша независимо от того, рок это или попса. По-настоящему качественная композиция может кочевать от аудитории к аудитории. Написание песен и создание музыки – это очень вдохновляющий процесс, который будет входить в моду снова и снова. Музыка – это мостик, способный объединить абсолютно разных людей.
Вместе с тем музыку нужно постоянно совершенствовать – и это колоссальный труд, который многим дается нелегко. Постоянные гастроли, кропотливая работа в студии – все это тоже часть музыки. Если ты держишься за свое творчество со всеми его сложностями – рано или поздно твои инвестиции окупятся. Упорство очень важно в любых начинаниях.
Маргарита Маслова