Фото: m24.ru/Юлия Иванко
До середины июля продлится в столице весенний призыв. О ходе кампании в этом году, планах по набору в вооруженные силы России, программах подготовки бойцов и позитивных тенденциях в интервью m24.ru рассказал военный комиссар Москвы Виктор Щепилов.
– Виктор Алексеевич, сколько человек призвали в эту кампанию? И, может быть, известен уже план призыва на осень?
– Ну, на осень еще не известен план призыв, а в этот призыв, который у нас с 1 апреля по 15 июля проходит, будет призвано более шести тысяч человек из Москвы и отправлено в вооруженные силы и другие военные формирования.
– Это количество как-то меняется год от года?
– Ежегодно приблизительно такое. Обычно мы набираем в таких рамках.
– Какие войска у призывников наиболее популярны в этом году?
– Традиционно, часто просятся в войска специального назначения, в воздушно-десантные войска, морскую пехоту. По данным направлениям мы, конечно, более подготовленных отправляем, тех, которые прошли профотбор, имеют хорошие характеристики с учебы или работы, физически развиты, психологически устойчивы и в достаточной степени морально подготовлены.
"Степень годности у нас за последние три года выросла где-то на 5,5 процента"
– Мы идем навстречу ребятам, которые изъявили желание служить в конкретных войсках. Конечно, не все попадают: либо план набора не достаточно большой, либо не проходят медицинское освидетельствование. Бывает так: призывник утверждает, что здоров и готов выполнять задачи, например, в войсках морской пехоты, но медики определяют диагноз и дают нам заключение, что он не подходит для такого рода войск. Тем не менее, в основном, ребята уже подготовленные. Хочу особенно отметить, что степень годности у нас за последние три года выросла где-то на 5,5 процента.
– Вы имеете в виду тех, кто полностью годен?
– Да. И на сегодняшний день степень годности у нас составляет 78,4 процента.
– Куда, в основном, направляют призывников из Москвы?
– Ежегодно порядка 80 процентов из Москвы идет в Западный военный округ. Это значит, что ребята проходят службу в регионах Центрального и Северо-Западного административных округов. Также традиционно направляются и на Балтику, и на Черноморский флот, и даже на Дальний Восток ребята едут. Ну, в принципе, по всей России. Но основная масса – это Западный военный округ. И в эту кампанию мы более 150 человек отправили в Президентский полк.
– То есть, большинство остается рядом с домом?
– Ну, конечно, не совсем дома – но приблизительно да. Большая часть категории призывников остается в воинских частях московского региона.
– А если, например, призывник изъявляет желание служить где-то подальше, на другом конце страны?
– Если он заявляет, что хочет нести службу где-то далеко от дома, мы пойдем ему навстречу. Если есть разнарядка у Западного военного округа на данную воинскую часть или в данный регион. И если самому призывнику позволяют степень годности и морально-психологическое состояние нести службу в этих войсках, то он тогда туда и попадает.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Расскажите, что получает призывник на сборном пункте, как его готовят к отправке в войска?
– Призывник уходит в вооруженные силы полностью одетый и укомплектованный. Ему выдается форма одежды того цвета, который положен по роду войск. Для сухопутных войск – это зеленый, для авиации и десантников – синий, и, соответственно, для флота – черный. Помимо этого, каждому выдается так называемый несессер, в котором находятся все необходимые вещи для поддержания личной гигиены: бритвенные принадлежности, мыло, шампунь, салфетки и прочее. Также на призывном пункте мы их всех кормим горячей пищей, а с собой на весь путь следования выдается сухой паек. Если время в пути к месту службы на поезде составляет более трех суток, то ребят кормят в вагонах ресторанах.
– Есть еще такая категория людей, которая предпочитает проходить альтернативную гражданскую службу. Сколько человек отмечено в этой кампании?
– В основном, у нас за год проходит по этой категории в пределах 25–30 человек по городу Москве. В данный призыв всего 13 человек изъявили желание пройти альтернативную гражданскую службу.
"Традиционно, альтернативную службу проходят в больницах, часто запрашивает людей "Почта России"
– А какие виды альтернативной службы наиболее популярны? Куда сейчас их направляют?
– Традиционно, альтернативную гражданскую службу проходят, в основном, в больницах. Помимо этого, часто запрашивает людей "Почта России", в основном, "альтернативщики" ведут трудовую деятельность в этих структурах на непопулярных и низкооплачиваемых должностях.
– И они, соответственно, остаются на территории родного региона?
– Нет, почему? Тут в зависимости, откуда придет разнарядка на наличие должностей из Министерства труда.
"Система электронного военного билета полностью оправдалась"
– Уже давно говорят о введении электронного военного билета. Как продвигается этот проект?
– Мы уже на протяжении нескольких кампаний выдаем всем призывникам так называемые ПЭКи (персональные электронные карты – m24.ru). И в этом призыве они идут в полном объеме. Эта система полностью оправдалась в вооруженных силах. Мы со своей позиции, заполняем их в период призыва, а командиры в частях добавляют в них информацию. Все это позволяет нам более эффективно работать по последующей постановке на учет и выдаче мобилизационных предписаний.
– То есть у этих людей, уже не будет книжечки, как раньше?
– Нет, почему же, мы выдаем вместе с картой и обычный военный билет. Они пока идут наравне: и бумажный формат, и ПЭК. Полностью отказаться от традиционного носителя планируется, в будущем. Но назвать точные сроки я затрудняюсь – это определяет Генеральный штаб.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
– С прошлого года призывники, которые получили высшее образование и закончили военную кафедру в вузе, получили возможность пройти службу в Росгвардии, но уже в офицерском звании. Как много человек воспользовалось этой возможностью?
– Действительно, по указу президента Российской Федерации произошли изменения в законодательстве, которые позволили ребятам с высшим образованием служить в Росгвардии. Кроме этого, они могут идти в вооруженные силы на два года по контракту, вместо одного года по призыву. А уже сейчас, с 12 мая, вступили в силу изменения, которые делают это возможным и для тех, кто имеет среднее профессиональное образование.
Таких людей у нас пока не очень много, однако, уже заметен рост. Если два года назад в Москве воспользовались такой возможностью всего один процент призывников, то уже в прошлом году этот показатель вырос до 2,5 процента от того количества людей, которое мы отправляем в вооруженные силы. Ну а по поводу Росгвардии трудно сказать, поскольку мы лишь отсылаем им необходимое количество человек по разнарядке, а они там уже определяются, кому идти на офицерскую должность, а кому на рядового.
– Значит ли это, что теперь военные кафедры начнут открываться и в колледжах?
– Нет, здесь схема другая. Если у призывника есть среднее специальное образование, то мы ему предлагаем выбор: или на год идти срочную, или на два года – по контракту.
"Сегодня порядка полутора тысяч призывников уже имели воинскую специальность"
– А сколько призывников в этом году уже имели военно-учетную специальность?
– У нас давно идет совместная работа с ДОСААФ по обучению молодежи военно-учетным специальностям. Благодаря этому, сегодня порядка полтора тысяч призывников уже имели воинскую специальность. В основном, это водители различных категорий. Кроме этого, мы готовим по военно-учетным специальностям в колледжах. Например, колледж связи готовит специалистов для войск связи, а выпускников железнодорожного колледжа мы отправляем в железнодорожные войска. Все ребята идут уже готовыми специалистами. Все это позволяет нам выйти уже на показатели около четырех тысяч человек.
– По каким еще военно-учетным специальностям подготовку развиваете?
– Сейчас планируем начать подготовку специалистов для флота и воздушно-десантных войск. Также продолжается подготовка непосредственно связистов и радиоэлектронщиков. Всех их готовят в ДОСААФ, мы очень плотно с ним сотрудничаем.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– А ведется ли совместная работа с военными кафедрами московских вузов? И сколько их сейчас вообще осталось?
– На сегодняшний день есть чуть более 20 военных кафедр. Мы проводим с ними различные совместные мероприятия. Например, организуем медицинское освидетельствование для студентов, которые изъявили желание учиться по программе офицера, сержанта или солдата. Также ведем психологический отбор кандидатов. В дальнейшем, подготовку они проходят на кафедре, после чего ректоры дают им рекомендации для службы в конкретных войсках.
– Как много этих выпускников потом идет на службу?
– В большей степени это относится к ведению главного управления кадров. Однако могу отметить два вуза, в которых давно готовятся мобилизационные ресурсы. Это Первый Московский медицинский университет и Московский медико-стоматологический университет. Они готовят своих студентов по программе кадровых офицеров с подписанием контракта размещения на конкретные должности.
"Скрываться от призыва – это плохо и невыгодно"
– Какие методы борьбы применяются сегодня в отношении уклонистов?
– Хочу отметить, что число уклонистов у нас за последние годы сократилось на 45 процентов. Это стало возможно благодаря целому комплексу мер. Есть статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая наказание за уклонение от призыва на военную службу в размере до 200 тысяч рублей штрафа, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Кроме того, те, кто не служили в армии, не смогут в дальнейшем поступить на госслужбу. Также, конечно, стоит отметить различные проекты по патриотическому воспитанию, которые проводят власти Москвы и разные общественные организации. Все это помогло повысить престиж военной службы и показать, что скрываться от призыва – плохо и невыгодно.
Ссылки по теме
- "Шагом марш!": военная подготовка в российских вузах
- Вячеслав Ниниченко: "Цель ДОСААФ – дать молодежи путевку в жизнь"
- Эксперты о повышении призывного возраста: "План выполняется каждый год"
– С какими диагнозами сейчас чаще всего призывники получают отсрочку или вообще признаются негодными к военной службе?
– Первое место занимают болезни костно-мышечной системы, на втором по распространенности месте находятся психические расстройства, а третье занимают болезни органов дыхания. Но в этом направлении мы вплотную работаем с Министерством здравоохранения России и с департаментом здравоохранения города. От первоначальной постановки на воинский учет до ухода в вооруженные силы мы стараемся провести как можно больше медицинских освидетельствований каждого призывника. Если у него есть какие-то отклонения – то пролечить его в медицинских учреждениях.
У нас хорошие медики, которые способны решить почти любой вопрос. И вот за счет этого у нас, как я ранее говорил, повышается степень годности. Ну и сами ребята уже более внимательно относятся к своему физическому здоровью. Мы видим, что на призывные участки приходят все более здоровые люди.
– А бывает ли так, что человек несколько раз подряд получает отсрочку по состоянию здоровья?
– Бывает, конечно, и такое. Но могу сказать, что не более двух раз подряд. К третьему разу, как правило, все уже излечиваются.