Сейчас вы погрузитесь в глубокий цветной сон с темной дымкой чарующей меланхолии. Проводником в этот мир будет группа Secrets Of The Third Planet. Их творчество, как кот у лукоморья: пойдет направо – гранж заводит, налево – эмбиентом говорит, еще куда-нибудь пойдет – шугейзом и пост-роком удивит. Как вы уже поняли, жанровыми ограничениями ребята не страдают, а значит уже не случайно оказались на наших страницах.
Сейчас коллектив трудится над новым альбомом и в начале июня выступит на Международной московской тату конференции и подмосковном фестивале "Троица. Все живое". Основатель группы Евгений Франкевич и музыкант Евгений Печенкин посадили куратора спецпроекта в телепорт и отправили в увлекательнейший трип, рассказав, как балансировать между фантазиями и реальностью, откуда берется коллективное одиночество и стоит ли творческому человеку иногда спускаться с небес на землю.
Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит
– Вы называетесь Secrets Of The Third Planet, что переводится как "секреты третьей планеты". О какой именно планете идет речь, о третьей от Солнца?
– В этом названии трансформировались наши детские впечатления и музыка, которая когда-то на нас повлияла. Многие проводят параллели между наименованием нашей группы и советским мультфильмом "Тайна третьей планеты". На самом деле, изначально оно было связано с поиском внутреннего человеческого секрета. Позже мы вспомнили про существование мультика – и тогда все сошлось. Только там "тайны", а у нас "секреты". Получилось, что мы обладаем космической связью между нашим внутренним и массовым человеческим космосом.
Что касается мультика, у многих он ассоциируется с фантастикой и неоромантикой. Это тот футуризм, который уносит тебя куда-то вверх. Он есть и в нашей музыке, рождающей романтические образы. При этом специальной задачи вызвать у людей те или иные эмоции у нас не было – эти образы возникли сами собой и работают сами за себя.
– И в чем же кроется секрет вашей планеты?
– Загадка в том, как вообще рождается музыка, откуда в голове берутся идеи. Скорее всего, это какая-то космическая энергия, в мире же ничего не происходит просто так. У каждого человека есть какой-то риторический вопрос, на который он хочет найти ответ.
– На вашей странице "ВКонтакте" указано, что ваша музыка – это эволюция личной вселенной основателя группы Евгения Франкевича. В чем она заключается?
– Творческий и личный внутренний рост. Мне (Евгению Франкевичу – m24.ru) нравится экспериментировать с разными музыкантами – и в этом тоже есть внутренняя эволюция, поскольку в творческом процессе всегда есть какой-то энергообмен. И этот процесс еще идет. Если говорить об эволюции, сейчас мы находимся где-то на середине пути.
– В соцсетях еще отмечалось, что ваше творчество погружает слушателя в сон. По-вашему, музыка – это сон или реальность?
– Нельзя говорить о музыке однозначно. С ней ты чувствуешь себя самодостаточным, а если ее нет – тебе постоянно будет чего-то не хватать. Из тебя рвется энергия, которую просто хочется выплеснуть. Ты можешь петь и в студии, и в ванной – это даст тебе ощущение целостности в любом случае.
– Есть что-то, что вас заземляет, когда вы творите? Или во время этого процесса вы целиком и полностью находитесь где-то там, на третьей планете?
– Скорее всего, это путь оттуда – сюда. Изо дня в ночь, из сна в реальность. Музыка – это телепорт из фантазий в реальный мир. Хотя, у нас, скорее всего, все же больше чего-то придуманного и нарисованного, нежели бытового.
– Многие творческие люди частенько пребывают в мире своих фантазий, из-за чего, порой, сталкиваются с непониманием со стороны окружающих. У вас были подобные сложности?
– Сложностей в отношениях с реальным миром у нас нет. К счастью, у нас получается иногда возвращаться на землю. Однако это удается далеко не всем творческим людям…
– Насколько необходимо уметь спускаться с небес на землю, если ты творческий человек?
– Это, скорее, вопрос честности с собой. Нравится тебе улетать – улетай, если, конечно, в этот момент ты не находишься за операционным столом. Если ты понимаешь, что тебе комфортнее там, а не здесь, зачем тебе возвращаться? Честность с собой лежит в основе творчества и вообще всей твоей жизни. Это твоя внутренняя свобода. Многим не хватает смелости признаться себе в том, что некоторые поступки мешают тебе жить. Отсюда и получается: "мне как бы хочется себя отпустить, но не могу". Нужно некое мужество, чтобы уметь отказаться от ненужных тебе вещей. Мы же в этом плане свободны. Да, есть дела и вещи, над которыми надо работать. Но мы честны с собой, а написание музыки приносит нам только удовольствие.
– И все-таки, теряется ли связь с реальностью, когда вы улетаете в свой мир? Момент заземления – он есть?
– Скорее, это реальность теряет связь с нами. А заземление происходит тогда, когда мы отключаем всю технику.
– На просторах интернета вашу музыку называют светлым цветным сном. Однако лично мне после прослушивания показалось обратное – треки обволакивают тьмой и меланхолией. Под ваши композиции хочется сладко пострадать. Вы сами как считаете?
– И да, и нет. Конечно, в нашей музыке есть оттенок холодности – но это абсолютно нормальное явление. Каждый человек в какой-то момент переходит на темную сторону, а потом возвращается. А то, что этот сон цветной – да, цветной. Цветное тоже может быть темным. Наша музыка цветная, но с легким туманом. Кстати, новые песни будут достаточно позитивными.
– Тогда какие чувства должна ваша музыка вызывать?
– То, что мы делаем, достаточно абстрактно и кинематографично – в каждом фильме есть и грустные, и веселые моменты. Так же и в нашей музыке – она может дать достаточно широкий спектр эмоций. Наши треки могут быть с разным посылом и разным настроением. Одна и та же композиция может вызывать абсолютно разные чувства у разных людей. Если тебе что-то нравится, значит, оно с тобой резонирует.
И резонировать оно может по-разному: разный ассоциативный ряд, разные мысли, что-то близкое и далекое одновременно. Музыка в первую очередь цепляет чувства, и уже потом они обрастают мыслями и ассоциациями. Кроме того, мы не загоняем свою музыку в жанровые рамки – в этом, возможно, тоже кроется разнообразие эмоций. Где есть тревога и грусть, там есть и позитивный настрой.
– Существует мнение, что абстракции подвластны лишь отстраненному созерцанию, при этом обычных человеческих чувств, таких как любовь или ненависть, они не задевают. Грубо говоря, невозможно любить или не любить "Черный квадрат". Вы упомянули про абстрактность в вашей музыке. Значит ли это, что для полноценного ее понимания нужно обладать особым органом чувств?
– Наша музыка подходит для созерцания – это да. А чем абстрктное – не человеческое? Любые эмоции человечны. Энергия же витает где-то в воздухе. То, что ты чувствовал в момент написания песни, – это твое. Но как только эта песня вышла, что называется, в свет – твоя энергия начинает жить своей жизнью. Наша абстракция многогранная: и человеческая, и нечеловеческая, и объяснимая, и необъяснимая… как и вся наша жизнь.
– Вы балансируете между инструментальной и текстовой формами. Как вы определяете тот момент, когда текст не нужен?
– По-разному. В первом составе мы больше писали песенную гитарную музыку. Позже мы начали экспериментировать с электроникой, и песенная форма стала уже другой. Сейчас у нас, наверное, больше преобладают инструментальные композиции. При этом мы стараемся не отказываться от песен, а бывает и так, что музыка сама собой плавно перетекает из инструментальной в песенную, из песенной – в инструментальную.
– При этом текст для вас вторичен, как и вокальные партии.
– Вокальные партии, конечно, могут нести какую-то смысловую нагрузку, но главное для нас – это атмосфера. У нас даже были песни на придуманном языке, а голос обычно выступает в роли инструмента.
– Мне кажется, или вашу музыку лучше слушать в одиночестве?
– Вполне возможно. В нашей музыке присутствует ощущение одиночества, которое потом перерастает в многофункциональный посыл. Сейчас кругом эпидемия коллективного одиночества. Более того, многие вещи пишутся именно в том состоянии, когда ты один. Как понять, куда направлен твой вектор? Сядь в тишине один на пару дней. В тишине ты остаешься один на один со своей осознанностью. Чтобы включить чувства, иногда надо выключить голову.
– То есть, одиночество нужно творческому человеку?
– Лично я (Евгений Печенкин – m24.ru) много времени провожу один, но не могу назвать себя брошенным. Некоторым людям этого сильно не хватает, а у кого-то, наоборот, данное чувство находится в избытке. Но это все нормально, потому что, на самом деле, ты – это все, что у тебя есть. Это даже и одиночеством назвать нельзя, скорее – тишиной или молчанием. Люди могут вместе тусоваться и молчать.
– Тусоваться и молчать… – именно это происходит с людьми на ваших концертах?
– Иногда с телами в зале что-то происходит, народ попрыгивает, но такого расколбаса, как на обычных рок-концертах, у нас нет. Маргинальная музыка часто рождается с целью протеста или эпатажа, при этом образ отвязного парня с гитарой уже перестал быть актуальным. Мы ничего не имеем против маргинального искусства, просто сегодня творчество все больше уходит куда-то вглубь, в сторону созерцания. Настоящий рок-н-ролл теперь творится в барах, а не на концертах. На концерты же люди приходят за звуком, чтобы действительно послушать хорошую музыку.
– Получается, одиночество полезно?
– Не одиночество, а тишина. Всегда полезно прислушиваться и к окружающим, и к себе. В социальном плане тишина рождает в тебе чувство такта по отношению к другим, в личностном – помогает тебе ответить на твои внутренние вопросы и определить свой вектор, понять, что именно тебя тревожит. Другое дело, что в тишине гораздо проще находиться, когда у тебя под ухом никто не жужжит.
– При этом мы говорим о коллективном одиночестве, как с ним бороться?
– Жизнь так устроена: то пусто, то густо. Человеку нужен какой-то толчок в виде эмоции, которая станет для него неожиданностью. Внутреннее одиночество может рождать импульсы для возникновения новых эмоций. Сегодня очень много людей живет непросто. Мы вроде бы друзья, но все по конурам, живем по принципу "ты мне – я тебе". Я считаю, что люди так жить не должны. Отсюда и то, что мы называем коллективным одиночеством. Но то, что происходит вокруг – это обычное веяние времени, как с погодой – сегодня ветерок подул, завтра дождь пойдет. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо, просто жизнь таким вот естественным образом решила себя проявить.
– Ваша музыка – это просто зеркало такой жизни или она преследует некую терапевтическую цель? Например, объединить всех одиночек?
– Мы, наверное, пытаемся выполнить немножко целебную миссию – потешить что-то внутреннее чье-то. На самом деле все не так: мы отражаем происходящее, музыка отражает нас, отражается в ком-то… все происходит само собой, мы тут не причем.
– Чего ждать от вашего грядущего альбома?
– Будущий альбом – очень по-разному придуманный. Многие треки с альбома были написаны давно, какие-то – более свежие. Пластинка будет включать в себя разные композиции и в звуковом, и в смысловом плане. Там будут собраны песни на русском и английском языках, а также инструментальные треки. Можно сказать, что звучание станет более актуальным. Не в том смысле, что мы станем более трендовыми, – просто наша музыка не будет казаться белой вороной в рамках современных тенденций.
Ближайший концерт
Время: 2 июня, 12:00Место: Moscow Tatoo Convention–2017, КВЦ "Сокольники", павильон № 4
– Традиционный вопрос-просьба: пожелайте чего-нибудь молодым музыкантам
– Не замыкайтесь на музыкальных иконах: старайтесь найти свой стиль и свой звук. Главное – никогда не теряйте надежду, тогда все у вас должно получиться!]
Спецпроект "Делитесь музыкой"
Редакция m24.ru запустила специальный проект "Делитесь музыкой", чтобы помочь молодым музыкантам найти новых слушателей. Если у вас есть такие знакомые или вы сами экспериментируете с музыкой, поделитесь с нами. Присылайте на почтовый адрес yourmusic@m24.ru:- название группы или исполнителя;
- контакты для связи;
- ссылку, по которой можно послушать эту музыку.
Куратор проекта Маргарита Маслова внимательно изучит все письма и свяжется с избранными, чтобы записать интервью. Пока вы думаете, почитайте наши предыдущие беседы с молодыми музыкантами. Новые тексты – по субботам.
Маргарита Маслова