В четверг, 1 июня, вступает в силу закон, который запрещает гражданам с иностранными правами управлять автобусами, грузовиками и такси. Представители таксомоторных компаний и эксперты по негосударственному общественному транспорту рассказали m24.ru о том, готова ли российская транспортная структура к таким изменениям.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
По оценкам Госдумы, запрет коснется десятков тысяч гастарбайтеров по всей России. Тем не менее, компании-перевозчики заявляют, что перебоев в их работе не будет: водителей-иностранцев в отрасли работает немного, многие уже имеют российские права. При этом единого мнения, кого штрафовать за нарушение запрета – водителя или компанию, – в регионах нет.
Отмечается, что инициатива, которая несколько лет рассматривалась властями, в том, чтобы не допускать приезжих водителей на российские дороги без сдачи экзамена в ГИБДД. Эта мера принята в связи с высоким уровнем коррупции в странах СНГ, где большинство водителей могут легко купить права без обучения.
Запрет был введен еще в 2014 году с отсрочкой вступления в 2015 году, и с тех пор несколько раз переносился, в том числе для того, чтобы водители успели сдать экзамены и получить удостоверения. Депутаты очередной раз намеревались перенести его на 1 июня 2018 года, однако соответствующий законопроект был принят Госдумой 17 мая 2017 года в первом чтении, в настоящий момент он разослан в регионы для сбора предложений.
Как сообщили m24.ru в пресс-службе ГУП "Мосгортранс", новые правила для иностранных водителей никак не отразятся на работе транспортной городской системы Москвы.
"Изменения в законодательстве, которые обязывают с 1 июня 2017 года водителей-иностранцев иметь права российского образца для работы на пассажирских перевозках, не отразятся на работе основного оператора наземного общественного транспорта Москвы", – пояснили в пресс-службе.
Там также отметили, что в настоящее время в ГУП "Мосгортранс" наблюдается большой приток водителей из Москвы, Московской области и других российских регионов – 50 процентов водителей компании составляют жители столичного мегаполиса, еще около 40 процентов ‒ представители субъектов России. Доля водителей-иностранцев за последние три года упала более чем вдвое ‒ с 23 до 10 процентов.
Отмечается, что на предприятии работают 1,7 тысячи представителей других государств, свыше 80 процентов из них уже получили водительские удостоверения российского образца, с 1 июня компанию могут покинуть около 300 человек, если не получат российские водительские удостоверения.
В пресс-службе также добавили, что "Мосгортранс" готовит кадры на базе собственного учебно-курсового комбината. Сегодня там проходят обучение и переподготовку около 600 водителей.
Всего в организации трудятся более 16 тысяч водителей общественного транспорта.
"Устранение 10 процентов парка – это ноль рентабельности, ниже – уже работа себе в ущерб"
Директор "Формула Такси" и председатель комитета московской торгово-промышленной палаты по вопросам таксомоторных перевозок Богдан Коношенко считает, что российская транспортная система оказалась не готовой к принятию нового закона об иностранных водителях.
"Сегодня в системе Яндекс.Такси мы не досчитались 20 процентов водителей, которых затронули нововведения. В общем, закон негативно скажется на таксомоторных компаниях – скорость подачи машины уменьшится, а стоимость повысится. Уже сегодня утром коэффициент составил от 1 до 2,5. Устранение 10 процентов парка – это ноль рентабельности, ниже – уже работа себе в ущерб", – пояснил Коношенко в беседе с m24.ru.
Он отметил, что закон правильный, но есть свои нюансы – необходимо отложить его еще хотя бы на год, чтобы лучше подготовится к изменениям.
"В законе не предусмотрены граждане Белоруссии – союзное государство. Также для граждан Евразийского союза – Киргизия, Молдавия, Казахстан и Армения – для них можно разработать упрощенный способ получения российских прав", – считает эксперт.
"Россияне неохотно идут работать водителями из-за физических и эмоциональных нагрузок, а также низкой оплачиваемости профессии"
По мнению исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, около 20–30 процентов водителей автобусов в России – иностранцы.
"Россияне неохотно идут работать водителями из-за физических и эмоциональных нагрузок, а также низкой оплачиваемости профессии. У водителя день начинается в половину шестого утра, но до этого времени нужно приехать в парк, пройти медосмотр, подписать документы, взять оборудование. Конец дня в половину второго ночи, после чего тоже нужно сдать документы, заявки на ремонт и так далее", – считает эксперт.
Он добавил, что нарушение нового законодательства обойдется водителям в 15 тысяч рублей, а транспортной компании – 50 тысяч рублей. Свешников также выделил проблему неподготовленности ГИБДД в вопросах аттестации иностранцев.
"Есть постановление которое регулирует получения приезжими наших водительских удостоверений. Нужно будет сдать три экзамена – теоретический и два практических. Но остается непонятным, кто будет принимать эти экзамены, где и как. Готова ли ГИБДД?", – заключил эксперт.
За нарушение закона перевозчикам грозит штраф в размере 50 тысяч рублей. По данным комитета Госдумы по транспорту, около 70 тысяч водителей не смогут управлять служебными машинами.
Подробнее смотрите в материале телеканала Москва24.
В конце мая "Яндекс" продемонстрировал первый прототип беспилотного такси. Подобные технологии разрабатывают многие компании: кто-то только готовит программное обеспечение, а кто-то уже запустил действующие модели в общественное пользование. О самых успешных проектах – читайте в материале "Цифровой Москвы".