Фото: ИТАР-ТАСС
Союз пешеходов России (СПР) обратится к московским властям с просьбой оборудовать колоннами экстренного вызова крупные пешеходные переходы, где чаще всего сбивают людей. Это необходимо, так как очевидцы ДТП часто не могут или не хотят вызывать "скорую помощь" и полицию со своих мобильных телефонов, заявил M24.ru глава организации Владимир Соколов. По его словам, СПР провел исследование и выявил около 800 мест концентрации ДТП с участием пешеходов. Соколов затруднился назвать конкретные места, отметив, что они находятся "по всей Москве".
По словам собеседника M24.ru, тревожные кнопки в первую очередь нужны на пешеходных переходах, расположенных на самых загруженных магистралях столицы. Именно там чаще всего происходят наезды на людей. Когда пешехода сбивает машина, очевидцы часто не могут вызвать "скорую помощь" или полицию со своего мобильного телефона. "Они опасаются, что станут свидетелями ДТП, и придется давать показания. Бывает, что телефон отключен или на нем недостаточно средств. Для таких ситуаций надо установить рядом с пешеходными переходами кнопки экстренного вызова, по которым можно будет позвонить в полицию, "скорую помощь" или пожарную службу", - говорит Соколов. Тревожные кнопки стоит устанавливать и вдоль трасс за МКАД в районе населенных пунктов, где также часто сбивают людей.
По замыслу Союза пешеходов, кнопки экстренного вызова у переходов должны стать частью создаваемой в Москве Системы-112. Напомним, в 1995 году по аналогии с американской "911" была создана Московская служба спасения "112". МСС работала как коммерческая структура, ее деятельность софинансировал МТС, однако средств не хватало. В итоге в феврале 2012 службу спасения закрыли. Теперь, позвонив по номеру 112, можно лишь узнать телефоны экстренных служб. Недавно в Москве объявили конкурс на разработку новой Системы-112, которая будет финансироваться государством. Она будет принимать звонки о ЧП и направлять их пожарным, спасателям, полицейским, медикам для немедленного реагирования. Операторы также начнут оказывать психологическую помощь позвонившему. Приниматься звонки будут на 5 иностранных языках: английском, немецком, французском, испанском и китайском. Связаться со службой можно будет как по телефону, так и с помощью e-mail, факса, SMS, тревожных кнопок и терминалов. Проект системы должен быть готов до конца года. По все стране она начнет работать до 2017 года, для этого приняли специальную федеральную программу, предполагающую выделение 850 млн рублей только на создание Системы-112 в Москве. Столичное управление МЧС намерено попросить еще 80 млн рублей для того, чтобы система начала работать раньше 2015 года.
В департаменте транспорта Москвы заявили M24.ru, что готовы рассмотреть предложение Союза пешеходов об установке тревожных кнопок вдоль трасс, как только оно официально поступит к ним. Напомним, тревожные кнопки вдоль дорог установлены на платных участках М-4 "Дон" в Подмосковье и Липецкой области. В столичном регионе протяженность участка составляет 23 км. В будущем тревожными кнопками будут оборудованы другие платные дороги.
Эксперт организации "Город и транспорт" Александр Морозов считает, что кнопки экстренного вызова нужно установить на переходах с наиболее интенсивным движением пешеходов, особенно вдоль Садового кольца и рядом с метро. Так, одним из горячих мест считается переход у станции метро "Университет", где пересекаются Ломоносовский проспект и проспект Вернадского. Колонны экстренного вызова должны быть оборудованы камерами видеонаблюдения и соединяться с диспетчерским центром, который будет передавать информацию службам 01, 02 или 03. Оператор должен видеть происходящее, а разговор - записываться. Это отпугнет телефонных хулиганов и в целом будет способствовать повышению безопасности на улицы как любая система видеонаблюдения. Напомним, что до конца года на остановках общественного транспорта в Москве установят около 600 информационных табло с временем прибытия автобусов, в которые вмонтируют по две камеры видеонаблюдения. Это позволит получать дополнительную информацию по ДТП на остановках и наказывать водителей за незаконную парковку. В остановки тоже хотят вмонтировать тревожные кнопки, но для этого пока не готов специальный диспетчерский центр "Мосгортранса".
"Идея с кнопками экстренного вызова хорошая, но ее не стоит "раздувать". На каждом углу такие кнопки не поставишь, да это и не нужно", - говорит Морозов. По словам эксперта, оборудование одной колонны экстренного вызова вместе с коммуникациями будет стоить не менее 100 тысяч рублей. Таким образом, оборудование экстренными кнопками 800 переходов может обойтись минимум в 80 млн рублей.
Напомним, 468 колонн экстренного вызова стоят в Московском метрополитене. Ежедневно операторы подземки принимают около 2 тыс. звонков, из которых на вызовы полиции и медиков приходится не более четверти (в основном пассажиров интересует справочная информация о работе "подземки"). Член комиссии Мосгордумы по безопасности Антон Палеев считает, что сравнивать ситуацию на улице и в метро некорректно. "Метро – замкнутое пространство. Если поступает сообщение о ЧП, полиция может сразу прибыть на место, задержать преступника, перекрыть выходы. Там высокая плотность людей, и, если пассажиру станет плохо, то кто-то из очевидцев обязательно окажется рядом с колонной и сможет вызвать "скорую". А на улице все намного сложнее", - говорит Палеев.
По данным ГИБДД, в первом квартале 2013 года в столице было совершено 925 наездов на пешеходов. В результате, 66 человек погибли, а 906 получили ранения. По статистике, каждый третий пострадавший пешеход в Москве был сбит на переходе.
София Сарджвеладзе