Тоннелепроходческий комплекс "Мария" при строительстве станции метро "Ходынское поле". Фото: ИТАР-ТАСС
В этом году в Москве будут введены 14 километров линий метро и 6 новых станций, в следующем году запланировано сдать 18 километров, а в 2015 году - 30 километров линий подземки. M24.ru рассказывает, как строят метро в столице.
На выбор места для новой станции влияет и такой фактор, как заселенность соседних районов и даже Подмосковья. Зачастую станцию решают строить там, где движение автомобилей наиболее плотное.
Перед началом строительства станции производят инженерные изыскания. Сюда входят геологические, геодезические, экологические и другие виды изысканий.
Затем начинается проектирование будущей станции. На этом этапе определяется глубина заложения, типы конструкций и способов проходки подземных тоннелей, составляется проектно-сметная документация, проектировщики определяют оптимальный "маршрут" подземной дороги и место заложения станции. Проект готовится таким образом, чтобы строительство не повредило архитектурные памятники, парки или скверы и при этом стоило бюджету как можно меньше трат. Разрабатываются методы инженерной защиты существующих объектов от шума и вибраций.
Раньше в Москве строили метро преимущественно закрытым способом - без вскрытия земной поверхности: сначала выкапывали котлован, затем туда спускалось землепроходческое оборудование для прокладки тоннеля. При открытом способе тоннели и станции строятся, соответственно, в траншеях и котлованах и после засыпаются грунтом. Закрытый способ применяется при строительстве линий глубокого заложения, станции же мелкого заложения строятся преимущественно открытым способом. При неглубоком заложении расстояние от поверхности земли до верхней точки тоннеля составляет не больше 15 метров. В 2011 году в Москве было решено большинство новых станций прокладывать именно таким способом. Достаточно выкопать котлован, установить бетонные конструкции, выполнить обратную засыпку и уже внутри полученного коридора укладывать пути. Это не только дешевле, но и гораздо быстрее метода глубокого заложения.
Для прокладки тоннелей метро используют полностью автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием "проходческий щит". Это устройство можно сравнить с червем, который "прогрызает" путь в толще земли и оставляет за собой готовый тоннель.
Это оборудование изобрели в Англии в XIX веке, впервые оно было применено при строительстве тоннеля под Темзой. А при строительстве московского метрополитена проходческий щит был впервые использован в 1934 году для на сложном участке между будущими станциями "Площадь Свердлова" ("Театральная") и "Дзержинская" ("Лубянка").
Современные щиты рассчитаны на проходку тоннелей в различных грунтах, в том числе и в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку. Средняя скорость проходки щитов сегодня – 250-300 метров в месяц.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон – это произошло при строительстве станции "Марьина роща".
Тоннелепроходческий щит. Кадр из фильма "Вспомнить все"
Кстати, все тоннелепроходческие комплексы носят женские имена. Эту традицию заложил основатель компании по выпуску этого оборудования Ричард Ловат – первое выпущенное его фирмой устройство было названо в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Сейчас в Москве работают "Клавдия", "Катюша", "Полина", "Ольга", "Александра", "Светлана". А один из тоннелепроходческих щитов, использовавшихся при строительстве московского метро, даже попал в голливудский блокбастер. Машина была взята в аренду для съемок фантастического фильма Пола Верховена "Вспомнить все" с Арнольдом Шварценеггером.
Параллельно с прокладкой тоннеля строится сама станция и система переходов, затем в метро прокладываются коммуникации и монтируются эскалаторы. На станциях метро глубокого залегания эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях – выходах. При мелком заложении используются поэтажные эскалаторы.
Между прочим, самая глубокая станция московской подземки "Парк Победы", ее глубина – 80 метров. Второе и третье места у "Тимирязевской" – 64 метра и "Дмитровской" – 59 метров.