Фото: ИТАР-ТАСС
В Москве решили создать единую систему навигации, которая позволит жителям и гостям столицы быстрее добираться до культурных и социальных объектов. В городе появится несколько сотен специальных указателей. На разработку проекта город готов потратить 199,95 млн рублей, рассказал M24.ru источник в мэрии. Проект системы появится в декабре.
Единая система навигации охватит территорию "старой Москвы" (без присоединенных территорий), не считая районы, которые преимущественно состоят из малоэтажной и коттеджной застройки. Цель создания системы – обеспечить москвичей и гостей столицы информацией о местонахождении исторических и архитектурных достопримечательностей, социальных и спортивных объектов. К ним относятся музеи, храмы, театры, цирки, концертные и выставочные залы, дворцы, особняки, памятники, бульвары, парки и скверы, пешеходные маршруты и исторические магазины, научные и образовательные центры, медицинские и спортивные объекты, отделения полиции и пожарные части, органы исполнительной власти.
Для разработки новых указателей будет проанализирован опыт других мировых столиц, запросы жителей и гостей города, а затем спроектированы несколько типов указателей для разных частей города. Каждый указатель получит технический паспорт и будет занесен в специальный реестр. Все конструкции сделают антивандальными. Более того, в пределах Садового кольца надписи будут наносится как на русском языке, так и латиницей. В остальной части города – только на русском. "Все элементы должны быть не навязчивые, они не должны отвлекать внимание, но в то же время иметь легко узнаваемый дизайн, символы и знаки", - заявили в мэрии.
Стоит отметить, что транспортные объекты - аэропорты, вокзалы, станции метро, остановки наземного транспорта – в проект не войдут. Для них будет разработана специальная концепция транспортной навигационной системы.
Эксперты говорят, что сейчас в Москве указателями оснащены только основные достопримечательности вроде Красной площади, в то время, как любой город, заинтересованный в доходах от туризма, обязан иметь развитую систему навигации на двух языках. "Туристы получают импульсное, "историческое", удовольствие от страны только во время первой поездки. Второй раз они приезжают только в те города, где им было удобно. Поэтому во всех туристических городах в Европе и Азии на главных улицах есть англоязычные надписи. Это демонстрирует уважение к гостям и подчеркивает мировой статус города", - утверждает член совета Гильдии маркетологов Николас Коро.
По мнению маркетолога, единая система навигации нужна и самим москвичам. "Одно из прошлогодних исследований показало, что лишь 8% горожан знают, на какой станции метро находится Третьяковская галерея. Мы видим, как во время ЧП в метро, москвичи выходят на улицу и не понимают, как им добраться до пункта назначения. Людям нужны дополнительные ориентиры", - считает Коро.
При этом он полагает, что транспорт, и особенно метрополитен, также должен войти в систему единой навигации, ведь подземка – одна из главных достопримечательностей Москвы, которую посещают все туристы. "Лучше сделать, как в Париже, где на всех станциях метро у выходов висит инфокарта, на которой показано, где находится человек, на какую улицу он выйдет, где находятся ближайшие исторические объекты, автобусные остановки и так далее", - говорит Коро.
Напомним, что в метро должна появиться напольная навигация, указывающая путь к туристическим объектам, а схемы движения на английском языке висят в большинстве подмосковных электричек. Осенью завершится работа по дублированию на английском указателей с названиями пригородных станций.
Руководитель движения "Столица — международный культурный центр" Александр Сапов согласен с тем, что указатели должны представлять инфоркарты, с элементами интерактивной навигации и возможностью использовать QR-коды. Тогда один указатель может вести сразу к нескольким объектам. Где именно будут они находиться, не так важно. "Указатель может располагаться в 2 м от объекта, но быть непонятным и бесполезным", - рассуждает эксперт.
Сапов считает, что создание единой системы навигации – шаг в правильном направлении, но недостаточный. "Москве необходимы информационные центры, где и туристы, и жители города смогут спросить, что им нужно, купить карты и так далее. Какими бы удобными не были указатели, всегда будут те, кто ничего не поймет. Для этого за рубежом и работают такие центры", - заключил собеседник M24.ru.
Добавим, что в рамках программы по привлечению в Москву туристов сейчас разрабатывается большое количество новых сервисов. Уже сегодня в Москве работает колл-центр, где можно получить необходимую информацию на шести языках. Появились новые указатели и парковки. По специальным экскурсионным маршрутам курсируют двухэтажные автобусы - даблдекеры. Растет число аккредитованных гидов-переводчиков.
София Сарджвеладзе