Фото: ИТАР-ТАСС
Московские власти подсчитали, что в московской подземке можно разместить 1,5 тысячи вендинговых автоматов, рассказал M24.ru и.о. руководителя департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. Не все они сразу появятся в метро, однако чиновники уже выбирают типы торговых аппаратов. Частично киоски в подземных переходах могут заменить почтоматы, цветоматы, аппараты с напитками и снэками, а также мороженым.
Аппараты должны появиться в подземке до конца года. В метро, а также рядом со спортивными объектами, могут установить и автоматы по продаже товаров с олимпийской символикой. "Но не факт, что их успеют установить к сочинским Играм", - отметил Немерюк. Он добавил, что вендинговые аппараты в метро разместят в подуличных переходах.
Сейчас в Москве работают 14,5 тыс. торговых автоматов, к 2015 году их число должно вырасти до 90 тыс. На улицах появятся аппараты с водой, молоком, пиццей, сэндвичами, а также с кислородными коктейлями – в парках и других местах скопления людей.
Вице-президент некоммерческого партнерства представителей бизнеса "Опора России" Владлен Максимов говорит, что автоматы с цветами (цветоматы) в переходах метро могут приносить прибыль. Сам автомат стоит от 200 тыс. рублей.Площадь обычного киоска составляет 4,5-6 кв м., вендингового аппарата - около 1 кв м. В результате резко сокращается самая большая статья расходов бизнесмена - плата за аренду. Дополнительная экономия идет за счет того, что владельцу вендингового автомата не надо платить продавцу. Таким образом, он может предложить товар по более низким ценам. "С другой стороны, в обычной палатке можно самому выбрать цветы и собрать букет. Аппараты предлагают готовые композиции от 800 рублей", - рассуждает Максимов.
С мороженым ситуация другая, утверждает генеральный директор ГК "ИнтерАйс" Сергей Куранов. Аппарат для мороженого стоит намного дороже обычного за счет холодильной установки. Если же случится отключение электричества хотя бы на час, товар придется выкидывать. "Поставить такой автомат смогут только компании, которая сами занимаются производством мороженого. У операторов нет для этого достаточных средств и мощностей", - говорит Куранов.
Что касается автоматов с олимпийской символикой, то, по словам главы комитета Московской торгово-промышленной палаты по оптовой и розничной торговле Михаила Мандаляна, их можно поставить и после Олимпиады. В любом случае такая продукция будет пользоваться спросом. "Это может быть сувенирная продукция, разные значки, футболки и кепки, а также соки или вода с символикой Игр", - рассуждает Мандалян.
Президент Ассоциации производителей и реализаторов колбасной и молочной продукции "Гастроном" Валерий Зайцев считает, что в целом вендинговые автоматы в метро будут пользоваться спросом. "Количество обычных киосков снижается, а людям где-то надо покупать воду и другие товары. К тому же технологии развиваются, в Германии люди уже яйца покупают в вендинговых автоматах. Через них совершать покупки быстрее, к тому же не всем нравится общаться с продавцами", - говорит Зайцев.
Куранов со своей стороны добавил, что рядом с автоматами в переходах метро должны быть оборудованы камеры видеонаблюдения в целях безопасности. "В свое время я поставил рядом со своими киосками с мороженым холодильники с водой. Один - два автомата из 100 люди "ради шутки" опрокидывали набок", - пояснил бизнесмен.
Напомним, Московский метрополитен уже решился на установку автоматов с бесплатной питьевой водой. Объявлен тендер на установку кулеров на 10 станциях. Холодную воду можно будет пить из пластиковых стаканчиков.
Согласно концепции развития вендинговой торговли в Москве, автоматы постепенно должны вытеснить киоски с напитками и снэками. Вендинговые аппараты появятся на месте снесенных рынков, на территории транспортно-пересадочных узлов, железнодорожных платформ и просто на улицах. Всего в столице можно разместить 200 тыс. вендинговых автоматов. Годовой оборот этого бизнеса может достигать 40 млрд рублей, утверждают чиновники.
София Сарджвеладзе, Дарья Миронова