Фото: ИТАР-ТАСС
Департамент транспорта оценит собственную работу с помощью коэффициентов показателей эффективности (KPI), сообщил M24.ru источник в мэрии. Для анализа работы ведомства будет создана специальная компьютерная система, которая будет готова к февралю.
KPI (они же КПЭ) будут разработаны на основе госпрограммы "Развитие транспортной системы в 2012-2016 годы". Как пояснили в мэрии, в департаменте решили построить новую, эффективную систему менеджмента, "ориентированную на качество", повышать ее прозрачность. Будут проанализированы долгосрочные и среднесрочные планы работы, составлен список функций чиновников и выявлены факторы, которые влияют на исполнение этих функций.
В работу департамента планируется внедрить "методику целеполагания", которая позволит выстроить целую иерархию целей и задач – от департамента в целом до конкретного сотрудника, пояснил источник. Конкретные KPI будут нужны для того, чтобы следить за выполнением целей. Для анализа работы ведомства планируется создать специальную компьютерную программу, которая будет определять необходимый объем трудозатрат, необходимых для выполнения функций департамента. У каждого сотрудника будет "личный кабинет", где он будет отчитываться о своих трудозатратах.
Новая система управления и показатели эффективности будут разработаны к февралю, заверили в мэрии. На создание системы планируется потратить более 15 млн рублей. Разработка системы KPI позволит в случае необходимости оптимизировать структуру департамента транспорта - сократить работников или, наоборот, расширить штат. Кроме того, будет разработана система стимулов для тех, кто выполняет KPI.
Напомним, сейчас на городском уровне разрабатываются общие KPI для всех департаментов. Как пояснил M24.ru источник в правительстве Москвы, уже были составлены примерные показатели эффективности, в том числе, и по транспортной системе "Мобильный город", однако планируется ли использовать их, пока не известно. Неутвержденный проект KPI для транспортной системы (есть в распоряжении M24.ru) основан на показателях госпрограммы "Развитие транспорта". Так, доля москвичей, пользующихся общественным транспортом, с 2012 по 2016 год должна была вырасти с 45% до 47%. Среднее время поездки из дома на работу в "час пик", наоборот, сократиться с 67 до 60 минут. Провозная способность личного и общественного транспорта утром в 2013-2016 гг. увеличиться с 965 до 1019 тыс. пассажиромест. Для эффективной работы метро к 2017 году должны построить 48 станций и проложить 100 км линий. Отдельные KPI для департамента транспорта, очевидно, будут более конкретными и затронут каждого сотрудника - от руководителя до простого специалиста.
Эксперты отмечают, что система KPI широко применяется во всем мире, поскольку количественные показатели позволяют объективно оценить работу коммерческой компании или государственной организации. На Западе, правда, KPI в основном применяются в бизнесе. "В Москве должны быть выработаны индикаторы, которые позволят определить, насколько система городского управления соответствует тем задачам, которые перед ней стоят. При это показатели KPI должны публиковаться, чтобы с ними могли ознакомиться жители столицы", - считает эксперт организации "Город и транспорт" Владимир Свириденков.
Замруководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков отметил, что существует несколько основных KPI работы чиновников в области транспорта. Во-первых, средняя скорость движения по городу в разное время: утренний, вечерний "часы пик", днем, по будням и выходным. Именно она является показателем эффективности борьбы с "пробками". Во-вторых, чиновники должны добиваться уменьшения коэффициента перепробега. "В Москве, чтобы пересечь расстояние, которое по воздуху составляет 1 км, надо ехать 1,6 - 1,7 км. В среднем в мире этот показатель равен 1,2 км, то есть в 2-3 ниже московского. В городе много "паразитного" траффика, когда водителю приходится выезжать на не нужные ему магистрали и делать круги. Самый показательный пример – Южный округ, где между Коломенским проездом и МКАД на расстоянии 10 км нет ни одного переезда через железнодорожные пути. Чтобы сокращать коэффициент перепробега, нужно строить новые связки между дорогами", - говорит Мухортиков.
Третий KPI, по словам эксперта, - провозная способность выделенных полос, которая должна быть не менее 1 тысяча человек в час. "Статистику по выделенным полосам нужно регулярно публиковать", - рассуждает представитель Probok.net.
В целом, по словам Мухортикова, система KPI поможет чиновникам решать конкретные проблемы, за счет которых они могут улучшить свои показатели.
Завкафедрой управления персоналом Института повышения квалификации госслужащих РАНХиГС, доктор психологических наук Тахир Базаров в свою очередь заметил, что успешность внедрения KPI зависит от политической воли. "Важно, чтобы руководитель занимался постоянным мониторингом системы показателей, она должна быть всегда на его компьютере или планшете. KPI должны стать основанием для совещаний, увольнений и назначений", - уверен Базаров.
При этом, по словам доктора наук, разработка ключевых показателей эффективности должна быть основана на наличии ресурсов. "То есть требования должны быть исполнимыми, - пояснил он. – С другой стороны, любая система управления городом кроссфункциональна, департаменты не могут работать сами по себе. Внедрение KPI может мотивировать сотрудников различных структур, например, транспортников, строителей, работников сферы ЖКХ, вступать в диалог, быстро решать общие проблемы. Например, совместными усилиями заранее информировать автомобилистов о перекрытии дорог на время ремонта, разрабатывать оптимальные пути объезда".
Напомним, согласно новому проекту бюджета на 2014-2016 годы, затраты на развитие транспортной системы планируется сократить на 75 млрд рублей. Финансирование снизят за счет оптимизации проектных решений, экономии на конкурсных процедурах и закупке подвижных составов.
София Сарджвеладзе, Маргарита Верховская