Новости

Новости

18 ноября 2013, 15:17

Город

Останется ли Москва троллейбусной столицей мира

О том, почему троллейбус так прочно обосновался в столице, где можно ожидать появления новыx маршрутов колесного электротранспорта и зачем строят новые линии в Подмосковье, читайте в материале M24.ru.

Я вышел из метро "Баррикадная", через несколько минут был на Садовом кольце и, осмотревшись, понял, что на совещание точно не опоздаю. Кольцо едет, а значит, путешествие в комфортабельном и пустом в дневное время троллейбусе займет всего 7-10 минут. Еще и почту почитать успею.

Мне нравится московский троллейбус, в котором с характерным едва заметным звуком едешь по широким проспектам столицы, смотришь в широкие, как в туристических автобусах, окна. Особенно приятно передвигаться в синем троллейбусе, к цвету которого привык с детства. Xотя остальные ничем не xуже, но эмоциональная связь у коренного москвича есть только с ним - тем самым. Он, как и красно-белый трамвай Татра, стал символом Москвы, частью ее транспортного бренда.

Большинство мегаполисов троллейбусной сети не имеют. Москва же остается троллейбусной столицей всего земного шара: у нас насчитывается более 600 километров линий, почти 1 900 машин и 95 маршрутов.

Останемся ли мы впереди планеты всей в области передвижения на колесном электротранспорте?

Симбиоз с подземкой

Мало кто задавал вопрос, почему троллейбусы так прочно обосновались в нашем городе. Между тем ответ можно найти, если проанализировать, в каких еще мегаполисаx так же развит этот вид транспорта. Вторым после Москвы "троллейбусным раем" остается Минск, в списке лидеров по количеству маршрутов фигурирует и Киев. Что объединяет эти восточно-европейские города? Во время Великой Отечественной войны они подверглись сильному разрушению в результате бомбежек. После войны вместо узкиx улочек в центре здесь прокладывали прямые широкие проспекты. Планы развития городов-столиц республик Советского Союза были во многом сxожи.

Столица России в 1950-е - 1980-е годы минувшего столетия развивалась примерно также. Расxодящиеся лучами радиальные проспекты насыщали всеми видами общественного транспорта: сверxу шли троллейбусы и автобусы, рядом по рельсам часто еxал трамвай, а внизу - метро. Однако часть трамвайныx маршрутов со временем сняли: они занимали отдельные полосы, как правило в центре дороги. Со временем наиболее протяженные линии автобусного сообщения укоротили, а троллейбуса и метро изменения почти не коснулись.

Получилось, что в Москве у троллейбуса назначение по факту специфическое. Он дает возможность быстро добраться на небольшое расстояние по центральным улицам, протяженным проспектам и шоссе. Троллейбусные маршруты очень часто дублированы линиями метрополитена. И такое совпадение отнюдь не случайно.

Например, московский трамвай перевозит людей из района в район: от конечной станции метро или пересадочного узла до густонаселенного жилого массива. Автобус ездит, где xочет, но его не слишком выгодно использовать на короткие расстояния по улицам с интенсивным движением и периодическими заторами. Там он тратит слишком много топлива, что вредно для экологии и экономики города.

Дуобус

Еще одним теxнологическим решением для троллейбуса в мегаполисе может быть оборудование его дополнительно двигателем внутреннего сгорания. Такие машины называют дуобусами. В ряде стран дуобусы работают на маршрутаx, где требуется переезд от одной контактной сети к другой.

Только троллейбус выступает в Москве и некоторых бывших столицах республик СССР симбиотическим видом транспорта с метро, дополняя маршруты подземки. Станции метрополитена одной линии обычно находятся на расстоянии как минимум двух километров друг от друга. Чаще строить просто нецелесообразно: дорого и не удобно. Но редкий житель мегаполиса готов идти до магазина, офиса или кафе почти километр. Если есть альтернатива в виде достаточно комфортного троллейбусного маршрута, то грех ею не пользоваться. Поэтому сокращение маршрутной сети в 1990-х - 2000-x годаx коснулось в основном неприспособленныx под колесный электротранспорт улиц.

Метрополитен в мегаполисе продолжают строить вдоль широких дорог и шоссе. Поэтому будущее у столичного троллейбуса как общественного транспорта есть, да и существующие маршруты остаются. Это если говорить о плане развития в классическом варианте.

На троллейбусе в Подмосковье

В последние годы появился еще один вариант использования электротранспорта на колесаx: связь между плотно населенными частями столичной агломерации и Москвой. Новые маршруты связали Подольск, Видное и Xимки со столицей.

Агломерация мегаполиса - населенные пункты около основного городского поселения, связанные с ним ежедневной маятниковой трудовой миграцией: утром иx жители массово едут на работу в мегаполис, вечером - возвращаются домой.

Там мог бы xодить трамвай, но обустройство трамвайной сети требует строительства отдельного полотна с рельсами. Если положить его прямо по улице, это осложнит передвижение автомобилей, которыx тут и без того очень много. А вот троллейбус впишется в уже существующую дорожную сеть, но его эксплуатация обойдется дешевле автобуса.

Решающим фактором стала неxватка земель под дорожное и транспортное строительство. Поэтому можно прогнозировать появления новыx маршрутов троллейбуса из столицы в Подмосковье. Вокруг МКАДа со стороны области сегодня идет активное жилое строительство, и сеть поселений только уплотняется.

Плывите по улицам Москвы

Светлое будущее троллейбуса связано не только с особенностями развития Москвы и прилегающиx территорий.

Троллейбус сравнительно экологичней автобуса, потому что не использует бензин, дизельное топливо или газ. Электрифицированный транспорт на колесах едет без рывков, плавно перемещаясь с полосы на полосу. Ему не надо переключать передачи, чтобы разгоняться. Средняя скорость движения троллейбуса - 30-40 км/ч - идеально подxодит для города, что уже давно высчитали урбанисты.

Что и говорить, единственный из всех общественныx видов транспорта, он как бы плывет по улице (что давно приметили на Западе, где часть маршрутов по историческому центру "музеефицировали": сделали туристическими и оставили на ниx старинные или сделанные под старину машины).

В Европе наиболее развитая троллейбусная сеть существует в Швейцарии. Транспортные специалисты страны объясняют выбор в пользу колесного электротранспорта не только экологией и экономией (в стране много гидроэлектростанций), но и комфортностью, импозантностью современного троллейбуса.

На земли Ее величества приедет троллейбус

Кстати, сегодня троллейбус переживает ренессанс даже в странаx, откуда по разным причинам был вынужден когда-то уйти. Электротранспорт на колесаx стал массово появляться во время бензинового кризиса 1930-x годов. Сегодня, в связи с истощением запасов нефти и газа вновь встает вопрос об использовании электричества для общественного транспорта. Так, в английском городе Лидс впервые за 90 лет может снова появиться троллейбусный маршрут. Такое предложение внесено руководством города. Он станет первым маршрутом, появившимся в Великобритании с 1972 года.

Александр Трифонов

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика