16 декабря в Центральном доме предпринимателя пройдет торжественная церемония вручения премии "Стартап года – 2013". Награды получат молодые предприниматели, создатели и разработчики лучших инновационных проектов. Одним из партнеров премии стал Центр инновационного развития Москвы.
Как продать свой проект, насколько выгодно заниматься развитием инноваций, кто поддерживает молодых предпринимателей и каких стартапов не хватает столице сегодня? Об этом и многом другом в интервью M24.ru рассказала заместитель генерального директора Центра инновационного развития Екатерина Булычева.
- Центр инновационного развития Москвы выступает партнером премии "Стартап года – 2013". Как будете поощрять финалистов?
- Все московские компании, которые выйдут в финал премии "Стартап года", получат возможность обучаться по программе "Стартап-менеджмент". Во время обучения они получат навыки, необходимые для выхода на рынок. Программа будет реализовываться на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России.
- В этом году в Премии Рунета появилась новая номинация "Москва инновационная". Вы причастны к этому?
- Да, действительно, в этом году мы впервые выставили свою номинацию. Это был уникальный опыт, мы решили рискнуть, и я очень довольна результатами. Оказалось, что разработчики, сидящие в зале, очень мало думают о Москве, о городе, в котором живут. В их руках есть все для того, чтобы создавать нужные горожанам сервисы. На премию претендовало множество разных проектов, победителями стали прекрасные ресурсы о столице, среди которых, например, проект "Узнай Москву".
Я думаю, это только первый шаг. Надеюсь, что в следующем году таких сервисов будет больше, и постепенно сообщество включится в генерацию идей новых интернет-порталов для нашего города.
- Одна из основных задач Центра инновационного развития – это поддержка новых проектов. Какие направления деятельности сейчас в приоритете для города?
- Самое главное, чтобы развивались сервисы, технологии, услуги, продукты, которые делают жизнь в городе комфортнее, удобнее, интереснее. С другой стороны, наш центр следит за тем, чтобы проекты или компании содействовали развитию экономики города в целом.
В этом году мы впервые попробовали собственными силами вместе с "Российской венчурной компанией" запустить конкурс-акселератор для стартаперов Generation S. В нем приняли участие порядка 1 800 проектов со всей России. По итогам конкурса были отобраны 70 лучших проектов. Победители собрались в Москве и в течение месяца работали на площадке API Moscow в рамках акселерационных программ. С ними встречались лучшие эксперты и менторы, профессиональные предприниматели, достигшие успеха в различных отраслях. Они помогали стартаперам доработать технологии и идеи, разработать реальные планы работы с рынком. Проекты-финалисты были показаны на форуме "Открытые инновации", который прошел в конце октября – начале ноября.
Ссылки по теме
- Эксперты обсудили бизнес-акселераторы, технопарки и коворкинги
- В Москве презентовали лучшие инновационные проекты для города
- Директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ о проектах и бизнес-образовании
Не все проекты, конечно, дойдут в итоге до рынка, но тот факт, что мы начали генерировать российские технологии такого уровня, вселяет надежду и уверенность. Победители ездили в Израиль, знакомились с местной инфраструктурой, с программой поддержки, другими проектами, учились работать с новыми технологиями. Я думаю, что они с своими потенциалом, амбициями и уверенностью покажут хороший результат.
- Какие льготы предоставляются тем, кто занимается инновационными проектами?
- В городе разработана широкая полноценная система поддержки инновационных проектов: от малых форм до крупных компаний, опытных участников рынка. Все льготы указаны на сайтах департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, центра инновационного развития, агентства "Малый бизнес Москвы". Это субсидии до 500 тысяч рублей на открытие нового бизнеса, возмещение субсидий на процентные ставки по кредитам, лизинговые платежи и другое.
- Насколько выгодно заниматься инновационными проектами?
- Заниматься инновационными проектами в первую очередь интересно, а не только выгодно. Конечно, это всегда огромный риск: предприниматель делает то, что до него никто не делал. Но этот риск связан с выгодой. Кроме того, есть огромный веер поддержки. В Москве и в России деньги для инвестиций есть. Если проект интересный, достойный, действительно нацелен на рынок, то он всегда найдет инвестиции и свое место на рынке.
- Много инновационных проектов сейчас разрабатывается в Москве?
- Много. Проблема в том, что это "айсберг", и мы видим только его верхушку. И с удивлением обнаруживаем потом массу проектов с московскими корнями, российскими технологиями, которые появились на рынке, но нам были неизвестны. Они добились успеха сами. Сейчас компании окрепли, и мы видим на рынке хорошие российские технологии отечественных производителей. Например, в секторе коммуникаций и IT, который в Москве, по оценкам экспертов, занимает третье место.
- В одном из интервью руководитель московского департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров сказал, что у Москвы есть шанс обогнать западные страны в тех сферах, которые только начинают развиваться, например, в 3D-печати. Насколько эти сферы интересны предпринимателям, не боятся ли они заниматься малоосвоенными направлениями?
- Да, Алексей Геннадиевич совершенно прав. У Москвы и России сейчас есть шансы вырваться в лидеры в ряде отраслей. Я бы сказала, не 3D-печать, а 3D-производство. Это не только принтеры, но и фрезеры. Как говорят профессионалы, деталь можно создать, а можно вырезать, как скульптор. Вокруг этого крутятся все новые технологии. Я думаю, что в ближайшее время 3D-производство станет персональным, так же как когда-то компьютеры были огромными машинами, которые занимали целые комнаты и были доступны только крупнейшим игрокам на рынке – институтам или государственным структурам, – а теперь есть у всех.
То же самое будет и с производством. Раньше станки были только на заводе, а теперь и дома. Если сломалась какая-то деталь у камеры, можно взять и сделать ее самостоятельно. Потерялась игрушка "Лего" - можно напечатать ее. Эта технология доступна уже сейчас. В Москве открыто десять подобных центров. Например, Центр молодежного инновационного творчества.
Ссылки по теме
- Москва поможет бизнесменам развивать технологии будущего - Комиссаров
- Москве необходима высокотехнологичная промышленность - Комиссаров
Еще семь откроются до конца года. Они будут работать во всех округах Москвы. Я думаю, что года через три таких принтера появятся и в домах. Технологии формируются на наших глазах. Россия одна из первых стала заниматься поддержкой 3D-производства, это уже оценили наши европейские и американские коллеги.
Думаю, что у Москвы есть огромные шансы сформировать сообщество людей, которое будет разрабатывать новые технологии 3D-производства, создавать компании-производители, привлекать горожан к распространению этой идеи. Все ограничено только смелостью. Сейчас все карты у нас в руках.
Конечно, тех, кто готов брать на себя ответственность и рисковать, не так много, но они есть. И постепенно это сообщество разрастается. Они готовы вкладывать деньги, заниматься венчурными инвестициями. Им интересны технологии переднего края, которые скоро будут востребованы на рынке.
- У вас есть программы поддержки молодых предпринимателей?
- Да, их несколько. Самый, наверное, распространенный – это информационный центр. Предприниматели могут обратиться к нам или нашим коллегам из ГБУ "Малый бизнес Москвы" с любым вопросом: кому представить свою идею, как оформить заявку, что делать дальше. Наши консультанты помогут сориентироваться во всем этом многообразии форм поддержки и трудностей работы с инновационными проектами.
В столице разработана и действует "Московская программа инкубирования технологий", в рамках которой мы реализуем инициативы, помогающие проектам выходить на рынок. Одна из наших задач – создать в городе целую серию сильнейших акселерационных программ, которые помогут вывести проект от стадии идеи до рынка и выпустить с инвестициями в большое плавание.
Сейчас у нас четыре таких партнера, которые сами ищут идеи, инвестируют в них и сопровождают проект до выхода на глобальный рынок. Эти проекты размещаются на площадке API Moscow. Сейчас там около двухсот человек. Я надеюсь, что в следующем году таких площадок в Москве будет еще как минимум две.
- Каких стартапов, на ваш взгляд, не хватает сегодня городу?
- Городу не хватает амбициозных стартаперов, которые готовы выходить на рынок и самостоятельно завоевывать новые рубежи, не ожидая поддержки, не перекладывая ответственность за свой бизнес на других. Очень востребованы стартапы, которые будут создавать новые сервисы для горожан. Например, в IT-сфере.
Приезжая в любой город в Европе или в Штатах, турист может скачать себе пакет приложений для смартфона, чтобы перемещаться по городу, находить места, где можно с комфортом поработать или вкусно поесть, получить помощь, найти врача и так далее. Такие сервисы должны быть и в Москве. Сейчас мы проводим конкурс API Challenge, он направлен на разработку таких сервисов. Лучшие проекты мы наградим и поддержим при продвижении на рынок.
То же самое касается и сферы услуг. Я могу с радостью сказать, что в Москве становится все больше полезных городу и горожанам проектов, от досуга до медицины.
- Какие основные ошибки допускают те, кто хочет заниматься инновациями?
- Не верят в себя. Это, наверное, главная ошибка. На рынке есть все, что нужно, чтобы создать свой проект. Нужна хорошая технология, но она не может родиться в воздухе как идея. Она возникает в профессиональных сообществах. Если это биотехнология, инженерия, машиностроение, то их надо искать в научно-исследовательских институтах и университетах. Если это IT – надо быть внутри этого сообщества. Надо знать, чем оно занято, что уже есть в этой сфере, какие проблемы существуют, какие технологии востребованы.
Сначала нужно войти в эти сообщества, прежде чем креативить и придумывать новые идеи. А потом уже профессионально создавать свой проект. По финансовым и юридическим вопросам можно обратиться в различные городские службы, они работают бесплатно. Среди них – Центр инновационного развития Москвы, ГБУ "Малый бизнес Москвы" и другие. Если вы знаете, что хотите, разработали свою технологию, то сможете найти поддержку и помощь в доведении проекта до рынка.
- С чего следует начинать инновационный проект?
- Начинать стоит с технологии, идеи. Следующий этап, на котором совершается большинство ошибок, - оценка рынка. Мы много раз сталкивались с проектами, которые начинались со слов "у меня есть уникальная технология, такой на рынке нигде нет и никогда не будет, она пришла в голову только мне". Эту мысль сразу стоит проверить, потому что, скорее всего, она ошибочна.
Достаточно открыть поисковик, вбить описание вашей технологии, базовые слова, чтобы найти ваших конкурентов и увидеть, кто есть на рынке, какие ошибки были совершены, что до вас уже пытались сделать. Затем нужно определиться с потребителем: кто будет использовать ваш продукт или услугу, как он выглядит, в чем его нужды.
Еще одна распространенная ошибка - предприниматели часто ориентируются на себя: "Если у меня в жизни была какая-то проблема, то, скорее всего, она есть у всех". Потом он с удивлением обнаруживает, что он один такой, и большого спроса у его технологии нет.
Надо все свои тезисы и гипотезы проверять, это не такая сложная работа. Нужно говорить с людьми, искать информацию в Google - все инструменты для этого доступны.
- С какими сложностями может столкнуться проект, и как их избежать?
- С любыми. Если это высокотехнологичный проект, у предпринимателя могут быть сложности с планированием своей работы: сколько нужно денег, каких специалистов привлечь, как распланировать свою деятельность, чтобы дойти от идеи до поставленной цели. Этот путь надо суметь пройти, не сдаться, не сломаться, выйти на рынок с готовым продуктом, доказать свою эффективность. Для этого нужно привлекать профессионалов, советоваться с ними, учиться на ошибках других людей, прошедших тем же путем.
Беседовала Галина Малина