30 ноября ушел из жизни Народный артист СССР Юрий Яковлев. В его случае народный – не просто звание. Любовь зрителей – от мала до велика – сделала его одним из символов ушедшего советского кинематографа.
Поручик Ржевский, Стива Облонский, Ипполит и сам Иван Грозный. Кто бы мог подумать, что когда-то приемная комиссия ВГИК вынесла Яковлеву вердикт: "Некиногеничен". Да и двойка по актерскому мастерству на первом курсе Театрального училища имени Щукина могла поставить под сомнение его карьеру.
Но, как отметила актриса Театра Вахтангова Юлия Борисова, "Юрий Васильевич - актер, несомненно, поцелованный Богом". А другой коллега Яковлева, актер театра на Таганке Владимир Высоцкий, к его пятидесятилетию написал стих: "Ты ровно десять пятилеток в драке,/В бою за роли, время и блага./Все Яковлевы - вечно забияки:/Еще в войну повелевали "ЯКи"/И истребляли в воздухе врага!".
Сетевое издание M24.ru вспоминает, какие кинороли Юрия Яковлева навсегда останутся в сердцах зрителей.
"Какая гадость эта ваша заливная рыба"
Заурядный Ипполит в исполнении Юрия Яковлева получился обаятельным персонажем новогодней сказки. "Ирония судьбы, или с легким паром!" - без этого фильма не обходится ни один новогодний праздник в России. Если попросить людей на улице назвать главные символы Нового года, то это скорее всего будут мандарины, оливье и "Ирония судьбы".
Между тем роль Ипполита Яковлев получил случайно. Изначально на нее был утвержден актер Олег Басилашвили, но в дни съемок скончался его отец, а чуть позже - коллега, актер Большого драматического театра Ефим Копелян, поэтому Басилашвили не смог участвовать в работе над фильмом. И тогда Эльдар Рязанов попросил сыграть роль Ипполита старого друга, актера Юрия Яковлева.
Эльдар Рязанов в своей книге "Неподведенные итоги" рассказывает: "Всегда неприятно, когда к тебе прибегают как к палочке-выручалочке, когда ты должен заменять собой кого-то. Тем более если ты сам — популярный, известный и любимый публикой актер. Но Юрий Васильевич оказался выше этих уколов самолюбию — он согласился".
Юрий Яковлев. Кадр из фильма "Ирония судьбы"
Кстати, Олега Басилашвили все-таки можно увидеть в фильме. Когда Женя выкидывает в окно фотографию Ипполита, а позднее ее поднимает из снега Надя, то это снимок не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили. Он успел сняться в нескольких эпизодах, и этот кадр не было времени переснять - наступила весна, снег растаял.
"Я ему (Юрий Яковлеву - ред.) буду вечно признателен как за прекрасную актерскую работу в картине, так и за безукоризненное человеческое поведение", - подчеркивает режиссер.
"Я требую продолжения банкета!"
Картина Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", снятая по мотивам пьесы Михаила Булгакова, в 1973 году стала лидером кинопроката.
В ней Юрий Яковлев сыграл сразу два совершенно разных характера – Ивана Грозного и советского управдома Бунша. Кстати, на роль Ивана Васильевича пробовались сразу несколько известных актеров – Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев и Евгений Лебедев, но досталась она все-таки Яковлеву, и за нее он получил гонорар в 4350 рублей. Немыслимые для 1973 года деньги, когда средняя зарплата была около 130 рублей.
Как актер признался в интервью, играть сразу две роли было сначала трудно. "Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть абсолютно бытовой кретин с двумя извилинами", - рассказывает Юрий Яковлев.
А дальше он начал экспериментировать: пробовал говорить скороговоркой, потому что "у таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла". И начал шепелявить. "Это уже смешно. Я попробовал. Получилось", - добавляет Яковлев.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
"Скрипач не нужен, дядя Вова"
"В сценарии я ничего не понял", - рассказывал Юрий Яковлев о ленте "Кин-дза-дза!". Он сыграл в фильме галактического путешественника, артиста Би. На эту роль согласился по простой причине - очень уж хотелось сняться у Данелия. "Данелия очень долго объяснял мне, чего он от меня хочет. В конечном счете я ему просто доверился - его авторитету, его таланту", - добавляет Яковлев.
Стоит отметить, что киноленту "Кин-дза-дза!" в то время многие не приняли. Сам Яковлев был разочарован в фильме. "Когда я впервые увидел картину, я опять-таки в ней ничего не понял. И был вообще страшно разочарован и в Данелия, и в себе. Реакция на фильм была, мягко говоря, очень неоднозначной", - говорил он.
График съемок "Кин-дза-дза!" был суровым. Сцены в пустыне снимались в Туркмении в пустыне Каракумы. Актерам приходилось выезжать туда в шесть утра, позже в пустыне было снимать невозможно – жара. По воспоминаниям Яковлева, днем температура песка доходила до 80-90 градусов. Этот фильм он считал самым тяжелым в своей карьере. При этом актер каждые два-три дня летал в Москву и обратно. Спектакли в Театре Вахтангова никто не отменял.
Да и со сценарием были проблемы. За день до съемок Данелия раздавал актерам текст сцены, чтобы за ночь они его выучили. Однако, пока актеры учили роль, Данелия успевал полностью переписать сцену и утром раздать совершенно новый текст. "Не могу сказать, чтобы актерам это так уж нравилось. Текст-то был, мягко говоря, нестандартный", - говорит Юрий Яковлев.
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!"
"Гусары — не разини, в любви им неизвестно слово "нет"
Своей популярностью поручик Ржевский во многом обязан Юрию Яковлеву. Этот персонаж получил широкую известность после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" (1962), снятой по пьесе Александра Гладкова. К 1980-м годам Ржевский стал одним из трех самых популярных героев анекдотов. Яковлев говорил, что поручик стал уже "как бы реальным лицом", ведь в Ржеве даже решили поставить ему памятник!
Когда автор сценария фильма Александр Гладков дарил Яковлеву свою пьесу, то написал: "Никогда не поздно, милый Юрий Васильевич, открыть в себе гусара", на что Яковлев ответил, что гусара открыл в себе еще до "Гусарской баллады". "Во мне этого много. Я же мужчина, в конце концов", - сказал актер.
Изначально роль Ржевского должен был исполнить Сергей Юрский. Рязанов считал, что он идеально подходит для этой роли, однако Яковлев был фаворитом у остальных в "Мосфильме". Статный красавец с неповторимом тембром голоса - таким Ржевского в исполнении Яковлева запомнят все кинозрители.
Кадр из фильма "Гусарская баллада"
Родственные души
Закончим текст ролью, которую сам Яковлев считал своей любимой, - ролью Стивы Облонского в "Анне Карениной". В этом фильме режиссера Александра Зархи Яковлев снялся в 1967 году. Гораздо позже, когда его спросили про роль Ипполита в "Иронии судьбы", то актер отметил, что его отношение к нему – из области тщеславия. "Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека", - рассказывал Яковлев.
Стиву Облонского он считал своей родственной душой. Обаяние персонажа, его непосредственность и простота... Эти лучшие качества Облонского, возможно, были присущи и самому Яковлеву. По крайней мере, коллеги и друзья великого актера отмечают его необыкновенную доброту и внутренний свет.
Кадр из фильма "Анна Каренина"
Стоит также упомянуть роли Яковлека в фильмах "Идиот", "Карнавал", "Идеальный муж", "Мы, нижеподписавшиеся", закадровый голос в "Берегись автомобиля и "Старики-разбойники". Всего за время своей карьеры артист сыграл более чем в 35 театральных постановках и 75 фильмах. 3 декабря он должен был выйти на сцену в спектакле "Пристань" – ретроспективной постановке для тех актеров, кто всю жизнь проработал в Театре Вахтангова.
Виктория Сальникова