Новости

Новости

18 декабря 2013, 10:16

В мире

Сценарист Пьер Фавье: "Президент закрыл от нас только личную жизнь"

Не так давно политический журналист и сценарист Пьер Фавье привез в Москву документальную картину “Месье Президент”, рассказывающую о насыщенных буднях Франсуа Олланда. Фавье как никому другому удалось приблизиться к французскому президенту, что неудивительно – журналист и политик давно знакомы. Корреспондент сетевого издания M24.ru пообщался с Пьером и узнал, как президент согласился проводить “под прицелом” камеры семь дней в неделю и почему фильм о политике во Франции так тепло приняли в России.

Пьер Фавье. Фото: kino35mm.ru

О фильме

Фильм режиссера Патрика Ротмана “Месье Президент” (2013) – документальное повествование о первых восьми месяцах правления Франсуа Олланда. Вместе со съемочной группой зритель путешествует по Елисейскому дворцу и “участвует” в важнейших политических заседаниях. В России ленту показали в рамках фестиваля “Французское кино сегодня” в кинотеатре 35MM.

- Расскажите, в чем заключалась работа сценариста в картине “Месье Президент”.

- Я долгое время работал политическим журналистом в информагентстве “Франс Пресс”, освещал французскую политику. В частности, 14 лет работал с президентом Французской республики Франсуа Миттераном в Елисейском дворце.

Я накопил огромный опыт, и когда предложил снять фильм о Франсуа Олланде режиссеру Патрику Ротману, он попросил меня написать несколько страниц пояснительного текста. Моя работа заключалась в отборе важных сцен и моментов, которые кажутся интересными в работе президента. Я очень четко представлял, из каких эпизодов строится деятельность президента, потому что освещал ее, работая журналистом. Я понимал, что будет интересно публике. Таким образом появился сценарный план, который уточнял нашу работу.

- Как проходили съемки? Герои фильма привыкли, что за ними постоянно “наблюдает” камера?

- С Франсуа Олландом случай особый: он в политике 30 лет. Это человек, который очень естественно держится на телевидении, легко чувствует себя перед камерой, не стесняясь подходит и к ней, и к микрофону. Когда мы час снимали в его кабинете, через десять минут Олланд уже забывал о нашем присутствии. Еще у нас работал очень скромный оператор, который вел себя незаметно. Не было впечатления, что оператор занимает какое-то место, он всегда работал в углу комнаты. Это полностью устраивало Олланда, который продолжал работать так, как будто съемочной группы не было.

А вот его сотрудники и министры чувствовали себя очень скованно, потому что приходили в кабинет президента, чтобы обсудить важные дела, и видели камеру и длинный микрофон-удочку. Первые минуты они, конечно, были сбиты с толку, потому что часто президент забывал предупредить министров о съемках. Было видно, что люди из окружения Олланда удивлены.

Кадр из фильма “Месье Президент”

В конце фильма мы видим заседание Совета по обороне, когда Олланд обсуждает войну в Мали. Во Франции существует абсолютный запрет на съемки Оборонного совета, но я очень хотел показать в фильме 2-3 минуты, это казалось мне важным. Я попросил Олланда, но он отказал, потому что это невообразимо - очень закрытая тема. Он взял на раздумье три дня, но в итоге согласился. Потом мне позвонил его секретарь и сказал, что президент согласен на 5-10 минут съемки.

В итоге получилась удивительная сцена. Я и съемочная группа пришли за 10 минут до начала заседания, там уже были руководители всевозможных служб, министры, разведчики, а президент еще не подошел. Мы старались вести себя незаметно, но два министра поинтересовались, что в зале делает камера. Они говорили, что мы должны покинуть заседание, на что я отвечал, что мы снимаем по согласию президента. А президента все не было, и когда Олланд появился, он подошел к нам, пожал руки, спросил о делах, и сразу же все приняли наше присутствие.

- В одном из интервью вы говорили, что Олланду не понравился эпизод - сцена первой фотосессии для официального фото. Почему вы его не переделали?

- Скажу свою личную точку зрения. Я знал, что Олланда будут снимать на официальную фотографию, которая потом появится буквально везде. Я попросил разрешения снять фотосессию. Президент, к моему удивлению, ответил согласием. Съемка сцены длилась полтора часа: то его причесывали, то одевали. И при монтаже режиссер решил оставить почти три минуты, хотя я говорил Ротману, что сцена длинновата, но он считал, что такой эпизод оживит и позабавит публику.

Президент увидел фильм, когда мы послали ему DVD со смонтированным и озвученным материалом. Через несколько дней я поинтересовался у Олланда, понравилась ли ему картина. Президент отметил, что фильм неплохой и спросил, почему сцена с фотографией такая длинная. Олланду показалось, что он выглядел глупо и смешно в этом эпизоде, но он не стал ничего менять.

- А есть еще какие-то моменты, которые запомнились?

- Было страшно интересно, когда Олланд впервые собрал сорок своих сотрудников (из которых, кстати, лично знал только десять) и начал рассказывать методику будущей работы. Олланд очень интересно говорил о том, что политикам нельзя удаляться от народа. Главное, по его мнению, не оставаться в изоляции, даже будучи большим политиком. Мне кажется, мало-помалу, но он все равно начал удаляться от рядового обывателя.

Кадр из фильма “Месье Президент”

Олланд хотел быть обычным, нормальным человеком, даже будучи президентом. Он пытался сохранить жизнь простого гражданина страны. За несколько месяцев президент понял, что при всем желании это не получится. Есть институты Франции, которые устроены так, что президент находится на самой вершине общественного устройства, как бы он этого не хотел. Система ставит президента выше других, и он больше не может спокойно гулять по Парижу, за ним везде следует охрана.

- У вас есть эпизод, где появляется актриса Моника Белуччи. На каком мероприятии вам удалось снять этот сцену?

- Мы очень хотели показать день, когда Франсуа Олланд проводил государственный прием. Часто бывают рабочие визиты, а вот торжественные ужины случаются два раза в год. В тот день как раз был приглашен президент Италии. Это был первый официальный прием Олланда с момента вступления в должность главы Франции. Он пригласил итальянских политических деятелей, глав предприятий, художников, артистов, которые связаны с Италией. Например, Монику Белуччи, которая живет во Франции, но родом из Италии. Прием был организован в честь итальянского президента, который встретился с итальянскими французами.

- Во время московского показа вы сидели в зале. Наблюдали за реакцией людей? Насколько вы восприимчивы к реакции публики?

- Да, конечно, для меня это очень важно. Я даже удивлен, что русская публика интересуется механизмами власти во Франции. Мне кажется, что русским было интересно понаблюдать за президентом Франции во время работы. Я слышал как зал реагировал: иногда смеялся или улыбался. Мне показалось, что реакция была неплохой. Эта тема касается и русских, вы ведь тоже озабочены тем, как функционирует руководство страны.

- Некоторые считают, что в России такой фильм сделать невозможно...

- Почему невозможно? Президент бы не согласился, чтобы его снимали? Когда мы работали с Олландом, было только одно табу. Я даже удивился, что он согласился так много показать из своей жизни. Но единственное, что он закрыл от нас – личную жизнь.

У него есть квартира, в которой он живет. В фильме есть сцена, где Олланд выходит из квартиры и садится в машину. Так мы проехали с ним до Елисейского дворца. Он живет в обычном жилом доме. Конечно, это создает определенные трудности, ведь специальная служба должна следить за его безопасностью круглосуточно, но Олланд не захотел жить в Елисейском дворце. Иногда он ночует во дворце, когда работа заканчивается поздно. Один раз я попросил снять его в личных апартаментах Елисейского дворца, но Олланд отказал. Также мы видим президента в фильме с его гражданской женой, которая появляется в кадре во время полета в Нью-Йорк.

Кадр из фильма “Месье Президент”

- Вы в первую очередь журналист. Как вы начали снимать фильмы? Какими проектами сейчас занимаетесь?

- Как же сказать… Я написал книгу о десятилетнем правлении предыдущего президента Франсуа Миттерана, получилось четыре тома по 700 страниц каждый. Моим издателем был Патрик Ротман. Он мне несколько раз говорил, что снимает документальные фильмы на тему политики и предлагал совместно поработать. Так мы сделали фильм о Жаке Шираке, получилась очень большая лента из двух частей. Такой опыт показался мне интересным, это в некотором роде новая форма журналистского высказывания. Потом был фильм для телевидения о Лионеле Жоспене, подготовленный вместе с Ротманом.

Сейчас я занят написанием книги о Франсуа Олланде, моим соавтором выступает молодой журналист. Не могу сказать, что передо мной большое будущее, я не очень молодой человек и будущее скорее за плечами. И все больше и больше хочется отдыхать, путешествовать и заниматься внуками (улыбается).

- Сейчас в Россию привезли французское кино. А во Франции что-нибудь знают о российском кино? Какие фильмы вам знакомы? Я была бы удивлена, если бы вы назвали документальные картины.

- Нет, о документальных фильмах я ничего не слышал, а вот снятые французами репортажи о России смотрел. Обычно французские журналисты довольно строго судят российскую действительность. Не знаю, объективно ли это. Французская пресса часто дает не очень положительную оценку российской политике.

Если говорить о кино, то недавно я видел документальный фильм о Толстом. Это был потрясающий фильм о жизни писателя, снятый англичанами. И, конечно, я знаком с классикой российского кино – “Войной и миром” Сергея Бондарчука, “Летят журавли” Льва Кулиджанова и другими работами.

Екатерина Кадушкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика