После первых сообщений о том, что московскому метрополитену довольно скоро предстоит полное обновление фирменного стиля, общественность забеспокоилась. Что станет с самым известным транспортным символом столицы - большой красной буквой "М"? Неужели она будет изменена до неузнаваемости? Или неизвестные дизайнеры в приступе творческой смелости предложат вообще что-то совершенно другое?
"Это один из символов московского метрополитена - символов Москвы - символ России и вот выдергивать как зубы выбивать и поменять чем-то более хорошим свеженьким. Этого нельзя делать категорически. Она была нарисована к постройке первой линии, утверждена как символ и поэтому она должна остаться именно в том нетленном виде", - отметил главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков.
Недавно столичный дизайнер Константин Коновалов провел целое исследование истории главного логотипа столичной подземки и выяснил, что с тридцатых годов графическое начертание известной всем красной буквы менялось неоднократно. В последний раз это произошло на рубеже восьмидесятых годов, когда официальный логотип обогатился синей дугой, напоминающей очертание тоннеля в разрезе.
По мере возведения все новых и новых станций разнобой в дизайне становился все более заметным, причем не только взгляду профессионала. В последнее время заговорили и о том, что столичная подземка нуждается в более совершенной и понятной даже иностранцу системе навигации.
Так какие изменения можно ждать в московском метро? Посмотрим на международный опыт. Во всемирной сети в открытом доступе можно легко найти "брендбук", то есть подробное описание всей символики, к примеру лондонской подземки. Начертание логотипов, единственно допустимый шрифт любых надписей, расстояние между строчками, поля, дизайн пиктограмм и даже высота уличных указателей - все выверено до миллиметра. Отступление от однажды утвержденного канона недопустимо. Все строго, четко единообразно и понятно любому пассажиру подземки. Вероятно, подобный "брендбук" должен будет появиться и у нашего метрополитена.
"Я боюсь представить какой "брендбук" будет у метро - это колоссальная система транспорта. Поскольку власти Москвы взялись за транспортную проблему очень мощно, я считаю что это должно стоить хорошо и дорого - работа займет от трех до пяти месяцев. Дизайнеры должны понимать - они делают суперпродукт международного класса, как сделано в Токио, в Шанхае", - подчеркнул дизайнер Владимир Пирожков.
Ребрендинг подземки коснется не только навигации и указателей. Вероятно, что вся транспортная система города получит единые шрифтовые и графические схемы. А что касается знаменитой на весь мир и узнаваемой красной буквы "М" - как стало известно нашему, каналу она, наверняка, останется. Возможно, несколько изменив свою толщину и очертания. Так что ревнителям чистоты стиля беспокоиться не о чем.
Николай Петров