Впервые за восемь лет Москва начинает формировать собственный парк дорожно-коммунальной техники. Как сообщил M24.ru источник в мэрии, Сергей Собянин наподписал распоряжение о выделении 17 млрд рублей на закупку уборочных машин. Это позволит закупить в лизинг около 3 тысяч единиц техники, которой будут управлять создаваемые в городе ГБУ "Жилищник". Контракты на поставку еще 2,1 тысяч машин уже подписаны. Как пояснил M24.ru заместитель директора по дорожному хозяйству ГБУ "Жилищник" Тверского района Борис Чернявский, дворы и дороги в центре Москвы, за которые отвечает новая структура, будут убирать после снегопадов не за три часа, как сейчас, а за один. Такое поручение дал предприятиям префект центрального округа Виктор Фуер.
Напомним, с 2005 года, в соответствии с законом о госзакупках, уборкой городских улиц и дворов занимались подрядные организации, которые использовали собственную технику. Парк уборочных машин был только у ГБУ "Автомобильные дороги", которое отвечает, в основном, за чистоту вылетных магистралей.
Теперь же, как сообщил собеседник M24.ru в мэрии, в феврале город заключит два лизинговых контракта сроком на 5 лет на поставку почти 3 тысяч единиц новой техники. Техника начнет поступать в распоряжение городских "Жилищников" с мая этого года. Комплектование предприятий закончится в декабре. После пяти лет лизинговых платежей город выкупит коммунальную технику, однако за какую сумму - пока не решено. Среди заказанных городом машин 640 самосвалов, 400 мини-погрузчиков, около 800 вакуумных пылесосов для тротуаров и 618 плужно-щеточных уборочных машин. При этом осенью прошлого года московские власти уже заключили два контракта с компанией "Сбербанк Лизинг" на закупку 2,1 тысячи единиц коммунальной техники более чем за 8,2 млрд рублей. По словам Чернявского, первые машины по этим контрактам уже начали поступать.
Главное условие поставки, отметил Чернявский, заключается в том, что вся уборочная техника должна быть новой. "Как правило, сегодня подрядчики редко разоряются на покупку новой техники. Обычно машины у них с солидным пробегом, не у всех последняя комплектация", – пояснил замначальника ГКУ "Жилищник" Тверского района.
Он добавил, что срок гарантии новой техники составит 1 год, после этого ответственность за содержание машин будет лежать на ГБУ "Жилищник". Кроме того, отметил Чернявский, в ближайшее время технику оснастят датчиками ГЛОНАСС и подключат к системе, отслеживающей перемещение уборочных машин по городу, их расход горючего и время простоя. Следить за качеством работы машин будут собственные аналитики учреждений.
В центре Москвы новые машины чаще всего держат в подэстакадных пространствах, а также ищут площадки для стоянок рядом с вновь созданными "Жилищниками", рассказал пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов. Представитель префектуры СВАО Александр Латышев отметил, что на северо-востоке под создание новых коммунальных учреждений изначально подбирали здания с площадками под хранение техники. "В нашем округе проблем с с местом, где держать такие машины, нет", - заявил Латышев.
Напомним, что в апреле 2013 года, власти города объявили о начале эксперимента по созданию ГБУ "Жилищник", которые должны заменить коммерческих подрядчиков в сфере уборки и благоустройства районов. Изначально было создано 9 "Жилищников" во всех округах города, кроме Зеленограда и ТиНАО. С января 2014 года заработали еще 35 ГБУ "Жилищник", открытие еще двух учреждений готовится в апреле этого года. К концу 2016 года сетью коммунальных учреждений будут охвачены все районы столицы. Напомним, работать в новых структурах и на новой технике будут, в основном, граждане России. Таким образом, власти решили снизить привлечение малоквалифицированной иностранной рабочей силы, а также удалить с рынка недобросовестных подрядчиков по уборке улиц.
Юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев полагает, что брать автопарк на содержание города – это большая нагрузка на бюджет. "Кроме того, он будет на базе неповоротливых ГБУ, которым не с кем конкурировать",− отметил Гордеев.
Генеральный директор Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР) Александр Малов, напротив, полагает, что создание собственного парка с современной техникой – это разумное решение со стороны города. "Подрядчикам невыгодно обновлять технику, поскольку они слишком зависят от будущих контрактов, их финансовое положение нестабильно", − отметил эксперт. Дефицит качественной техники на городских улицах очевиден, отметил Малов.
По словам эксперта, для города за 5 лет вполне реально выкупить технику, не перегружая бюджет, а цена на ее закупку выглядит вполне адекватно. Что касается содержания машин, Малов убежден, что вне зависимости от гарантии производителя, срок службы современной техники составляет не менее 10 лет. "А после этого ее просто нужно списывать и закупать новую",− пояснил Малов.
Дарья Миронова