На днях в Государственном Дарвиновском музее в рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России открылась выставка фотографа Мэтью Уэбба "Пристанище". Пронзительный проект стал иллюстрацией борьбы за существование в мире людей – он рассказывает о выходцах из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Конго и Камеруна, которые бежали в Москву от гражданских войн и военных конфликтов. Здесь они пытаются построить новую, мирную и счастливую, жизнь, но сталкиваются с массой проблем: нуждой, незнанием языка и, как следствие, отсутствием нормальной работы.
Британский фотограф Мэтью Уэбб пообщался с беженцами в Московском центре социальной поддержки населения при Московской Протестантской церкви. Здесь иностранцев всегда ждет не только продуктовая и медицинская помощь, но и возможность найти новых друзей, оказавшихся в схожей жизненной ситуации.
На открытии "Пристанища" автор выставки Мэтью Уэбб рассказал корреспонденту M24.ru, о чем мечтают беженцы, почти у каждого из которых, вопреки распространенному стереотипу, есть высшее образование.
Фотограф периодически читает лекции для молодых авторов, которым он помогает найти собственную нишу в искусстве.
Фотография с выставки "Пристанище". Фото предоставлено Мэтью Уэббом
- Мэтью, расскажите, как вы познакомились с деятельностью Социальной службы Московской Протестантской церкви?
- Я участвовал в фандрайзинг-проекте, который собирал деньги для Центра социальной поддержки. Мне захотелось узнать побольше о том, что стало с собранными средствами в итоге: кому они были перечислены, кому смогли помочь.
Я пришел в Социальную службу, поговорил с ее сотрудниками и с некоторыми беженцами, которых там встретил. Оказалось, что в этом месте им предоставляют возможность стать частью социальной группы, подружиться с кем-то.
- В Британии тоже есть подобные центры?
- Думаю, в Соединенном Королевстве наверняка есть места, куда могут обратиться беженцы. Но для меня было важно рассказать именно о тех из них, кто приезжает в Москву.
Мэтью Уэбб и директор Британского Совета Пол де Куинси на открытии "Пристанища". Фото предоставлено Мэтью Уэббом
- Вы много разговаривали с беженцами из Центра социальной поддержки. Какая из услышанных историй потрясла вас больше всего?
- Мне кажется, самое удивительное в том, что никто из них не мечтает о "великом", все они хотят скорее чего-то "небольшого". Каждый беженец говорит о самых простых вещах: например, о деньгах, которые нужны, чтобы выжить. Они не хотят стать миллионерами или еще кем-то. Для беженцев важны только самые необходимые вещи.
Еще в местных беженцах удивительно то, что каждый обладает разными способностями и навыками. Среди них есть экономисты, фермеры и даже инженеры.
- Они получали образование?
- Да, они образованные люди. Вот, например, Джуниор из Демократической республики Конго изучал право. И он очень надеется продолжить свое обучение здесь. Но Джуниору приходится раздавать листовки на улицах и, хотя он мечтает о карьере юриста, добиться своей цели пока не может.
Несмотря на то, что Джуниору пришлось стать свидетелем убийства и бежать из Демократической республики Конго, спасая собственную жизнь, он до сих пор верит в лучшее. Он не может найти в Москве нормальную работу , но очень надеется, что когда-нибудь все-таки станет юристом.
Реймонд - соотечественник Джуниора. У него образование инженера и внешность, с которой вполне можно было бы стать кинозвездой, но Реймонд вынужден раздавать листовки на улице - да и то только тогда, когда на эту работу больше некого пригласить.
А вот Захра приехала из Афганистана. Ее положение беженца осложняется тем, что муж Захры тяжело болен и не может работать - вообще никем. Заботиться об их семье ей приходится в одиночку.
- Я знаю, что Социальная служба помогает также престарелым людям, одиноким матерям и другим социально незащищенным слоям населения. Почему для своего проекта вы выбрали именно беженцев из Ирака, Афганистана, Эфиопии?
- На самом деле, я сделал две серии фотографий. Одна из них посвящена беженцам, а другая – пенсионерам, находящим поддержку в Центре. Дело в том, что когда они увидели, как я делаю фотографии, им очень захотелось присоединиться. И это тоже будет интересная история, но совсем другая.
Думаю, представляя зрителям проект о беженцах, я могу в некотором роде им помочь. С его помощью я рассказываю о том, какие они все способные люди, как они могут и хотят работать и делать карьеру.
- А Центр социальной поддержки может помочь беженцам найти работу?
- Это сложно. Во-первых, большинство беженцев говорят по-французски. Некоторые еще знают английский – но не русский. Им нужно учиться говорить по-русски. Но есть и другая проблема: беженцам необходимы правильные документы, особенно если они хотят устроиться на полный рабочий день.
- Вы сказали, что фотографировали и других людей в Центре. Значит, вскоре мы, возможно, увидим выставку, посвященную им?
- Я был бы этому очень рад.
А что касается беженцев, то работать с ними было очень здорово. Некоторые беженцы рассказывали, что их никто не фотографировал уже лет 20. И, знаете, когда создавались фотокарточки, эти люди были счастливы. Многие наряжались в этот день, надевали свою лучшую одежду.
Самое же интересное в беженцах то, что они могут поделиться множеством действительно потрясающих историй: они видели очень многое.
Подготовила Анна Теплицкая