Новости

Новости

07 февраля 2014, 16:30

Культура

Театры на окраинах Москвы: творчество или борьба за выживание?

Фото: М24

Муниципальный театр кукол "Огниво" в Мытищах, музыкально-хореографический "Орфей" в Люблино, драматический Ведогонь-театр в Зеленограде - могут ли эти театры, расположенные на периферии столицы, конкурировать с именитыми центральными МХТ имени Чехова, "Маяковкой", МТЮЗом?

С одной стороны, удаленность от центра, где разворачиваются основные культурные события, не лучшим образом сказывается на рентабельности театра. Среднестатистический зритель, скорее, предпочтет отправиться в ЦАО на премьеру Меньшикова или Табакова, нежели посетит спектакль некоего не известного Ивана Иванова. С другой стороны – талант Иванова способен развенчать миф о непопулярности театров за пределами Бульварного кольца. Пример тому Театр на Юго-Западе, к кассам которого в свое время выстраивались очереди из желающих оценить режиссерские эксперименты Валерия Беляковича.

M24.ru – об особенностях периферийных московских театров и людях, которые формируют творческий пласт за пределами Бульварного кольца.

Фото: М24

По мнению заместителя председателя Союза театральных деятелей России Геннадия Смирнова, театр – культурное явление, более присущее центру города. С точки зрения художественной привлекательности новые театры так называемых спальных районов сильно уступают центральным, имеющим свою историю. Театры на окраинах Москвы могут представлять для зрителей интерес, если предложат что-то, чего не увидишь в том же театре Маяковского, Вахтангова, Театре сатиры.

В свое время москвичи из центра стремились в отдаленные районы, чтобы посмотреть работы Вячеслава Спесивцева, Геннадия Чихачева, предлагавших неожиданную, непривычную театральную эстетику.

"Долгое время театр имени Гоголя считался периферийным и был мало популярен, несмотря на то, что там работал талантливый главный режиссер Сергей Яшин. Географическое положение театра не позволяло ему конкурировать с театрами, расположенными на нашем московском Бродвее – на Тверской улице, площади Маяковского. Но как только учреждение, преобразованное в Гоголь-центр, приобрело индивидуальность, оно стало одним из центров столичной театральной жизни", - прокомментировал Смирнов.

Фото: М24

Эксперт полагает, что до тех пор, пока театры в спальных районах будут пытаться повторять репертуар МХАТа, "Маяковки" или "Современника", они будут проигрывать театральным грандам в борьбе за зрителя.

"В театрах на периферии нужно организовывать такую культурную жизнь, которую не могут получить дети, подростки, пенсионеры и люди других возрастных групп, приехав в центр города. В ряде европейских стран в отдаленных районах крупных городов и в небольших по численности населения городках создаются многофункциональные культурные центры, где можно, в том числе, показывать спектакли. Это могут быть работы любительских театров, выездные спектакли театров профессиональных и прочее. А держать там труппу, художественного руководителя, режиссера, сценографа считается расточительством. Может быть, и в Москве в ряде случаев это было бы более эффективным использованием бюджетных средств для достижения целей государственной культурной политики", - добавил Геннадий Смирнов.

Справка

Проекты организации многофункциональных культурных центров на европейский манер успешно реализуются в Москве. На Волгоградском проспекте работает "Москвич" - театрально-концертная площадка, на которой показывают спектакли, выступают музыканты, проходят лекции, семинары и выставки. Аналогично функционирует дизайн-завод "Флакон" (улица Большая Новодмитровская), на базе которого организуют творческие встречи и выступления.

Разнопрофильное искусство – от выставок до перформансов – ждет посетителей центра современного искусства "Винзавод" (4-й Сыромятнический переулок) и центра дизайна и архитектуры ARTPLAY (улица Нижняя Сыромятническая, 10).

Аналог европейского культурного центра со специализированной школой, библиотекой и кинозалом планируют сделать из театра имени Ермоловой. Он станет своеобразным английским клубом, в котором будут проходить выставки, перформансы и модные показы.

Анна Неровная - художественный руководитель театра "Бенифис", который вот уже 25 функционирует в Новых Черемушках, признается, что ни разу не сталкивалась с проблемой недостатка зрительской аудитории. Зал на 100 мест заполняется регулярно. Посмотрев один спектакль, люди знакомятся со всем репертуаром, а он разнообразен: классика, современная драматургия, выступления для детей.

"У театров на периферии свой зритель, который не хочет далеко ехать, а предпочитает прогуляться и заглянуть в театр. Конечно, нам не хватает рекламы, потому что денег на это не выделяют. Раньше в этой части согласно статьям, подразумевавшим расходы на ремонт, рекламу, нас финансировал департамент культуры. И мы могли разместить внешнюю рекламу, повестить объявления в метро. Сейчас обходимся своими силами, выручает интернет", - рассказала Анна Неровная.

Фото: М24

Неровная уверена, географическое положение не является залогом успешности театра. Например, театр Станиславского на Тверской часто страдал от недостатка зрителей. Ходили преимущественно на авангардные спектакли Мерзоева, Суханова, но вот остальные спектакли из репертуара почему-то не имели аншлагов.

"Что может предложить зрителю театр на окраине? Наш, например, очень уютный, почти домашний. Атмосфера камерного зала совершенно особенная. И при этом я стараюсь в каждом спектакле по-новому обживать пространство, удивлять посетителей", - делится секретом успеха худрук.

В свою очередь режиссер театра "Монотон" (микрорайон Митино) Алексей Козлов считает, что театры в центре Москвы находятся в более выгодном положении, а удаленным от основных туристических потоков крайне сложно зрителя привлечь и воспитать.

"Любое театральное дело изначально невыгодно, убыточно, плохо продается. А сегодня именно по критериям рентабельности департамент культуры предлагает оценивать деятельность театров. Русский театр – это определенный туристический бренд, москвичи и гости столицы стремятся попасть в известные театры с историей", - делится мнением Козлов.

Режиссер также отмечает недостаток рекламы, которая бы существенно упростила жизнь удаленных от центра города театров.

"Не скажу, что о нас забыли. Нас финансируют. Но пропаганды, рекламы – этого мало. Хватает на то, чтобы как-то жить, но заказать коммерческую рекламу на билборде, значит, отнять часть заработка у артистов. Хочется, чтобы инициатива по вопросам сотрудничества исходила бы не только от театра, но и со стороны ведомств: департамента культуры, управы района", - добавил Козлов.

Мнение эксперта

Мы не делим театры на центральные и те, которые находятся на окраинах. Всех поддерживаем на основании Госсзадания. В год театры получают от 30 до 60 миллионов рублей. Департамент СМИ и рекламы выделяет театрам определенный объем рекламы.

Дело в том, что театр в центре и театр на окраине – это два разных культурных учреждения. В центральный идут и туристы, и москвичи – люди, которые рассматривают поход в театр как некое праздничное событие. У театров на периферии другая функция. С учетом того, что в центре города у нас живут 800 тысяч человек, а остальные 10 миллионов – в других районах Москвы, каждый театр должен найти своего зрителя.

К примеру, Гоголь-центр находится на улице Козакова – это не центр города, но уже через год (после преобразования театра в Гоголь-центр – прим. ред.) театр стал интересным, современным, актуальным. Таких примеров много . Можно назвать театр на Юго-Западе, который находится практически у МКАДа. В театре интересный репертуар, на спектакли ходит большое количество зрителей.

Сергей Капков
Руководитель департамента культуры Москвы

ТЕАТРЫ НА ОКРАИНАХ

Театр-студия "Отражение", Алексеевский район

В первую очередь учреждение, открывшееся в 2009 году, специализируется на обучении начинающих артистов актерскому мастерству. В рамках окончания курсов проходят показы студенческих и отчетных спектаклей.

Что посмотреть:

10 февраля выпускной показ группы А13_8. Вход свободный. Начало в 19.00.

Московский драматический театр на Перовской, Район Новогиреево

В 1987 году был основан театр-лаборатория "Новогиреево" - "папа" нынешнего театра на Перовской. В 93-м театру присвоен статус государственного. Здесь не только играют классику и спектакли на основе современных пьес, но и занимаются обширной исследовательской работой – ищут пути для развития традиций русского театрального искусства.

Что посмотреть:

20 февраля драматическая баллада "Не покидай меня". Героини спектакля – вчерашние школьницы, которые отправляются на фронт. Впереди их ждут подвиги и слава. Но это будущее, а в настоящем – опасность, страх, безвременно упорхнувшие детские мечты и безудержное желание жить.

Билет – 550 рублей. Начало в 18.00.

Музыкально-хореографический театр "Орфей", район Люблино

Начал свою деятельность в 1994 году. Здесь можно увидеть классические оперы в концертных вариациях. В основе спектаклей – классические зарубежные и отечественные произведения. Девиз театра – "Классическая опера – детям – силами детей".

Московский драматический театр Армена Джигарханяна, Гагаринский район

В 19996 году создан театр, труппу которого составили выпускники ВГИКа. Прежде артисты работали под вывеской "Театр Д".

Что посмотреть:

23 февраля спектакль-фантасмагория "Васса" по пьесе Максима Горького "Васса Железнова". Ради спасения от позора семьи, ради счастья дочерей и продолжения своего рода безудержная Васса Храпова убивает собственного мужа. Жизнь Вассы круто меняется после приезда снохи-еврейки. В финале Храпова умрет, но слезы о матери прольет лишь одна единственная дочь Людмила.

Билеты 300-1500 рублей.

Историко-этнографический московский государственный театр, Бабушкинский район

Театр основан в 1988 году выпускниками Театрального училища имени М.С.Щепкина. Здесь играют спектакли на основе исторической, народной и современной драматургии.

Что посмотреть:

28 февраля исторический спектакль "Тушино". Действие происходит во времена великой смуты и двоевластия на Руси, когда в Москве правил царь Василий Шуйский, а в Тушино – Дмитрий Самозванец.

Начало в 19.00.

Губернский театр Сергея Безрукова, район Кузьминки

Свой первый сезон открыл в 2013 году. Театр образовался за счет слияния Драматического театра имени Островского и Московского камерного театра.

Что посмотреть:

21 февраля музыкально-поэтический спектакль о жизни и творчестве Сергея Есенина "Хулиган. Исповедь". В роли поэта – Сергей Безруков.

Начало в 19.00.

Театр "Без вывески", район Коптево

Некоммерческий театр, функционирующий более 30 лет. Его труппу составляют актеры-любители и профессионалы. На сцене играют спектакли для всей семьи.

Что посмотреть:

15 февраля спектакль "Романтики". Зрителям обещают оригинальный сюжет: интриги, предательства, любовь и звон шпаг отчаянных борцов за справедливость. Начало в 17.00.

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика