Фото: ИТАР-ТАСС
В одном из домов в районе Соколиная гора установили контейнеры для раздельного сбора мусора. О том, как система селективного сбора отходов работает в Москве и других странах, -читайте в материале M24.ru.
В порядке эксперимента
Эксперимент по раздельному сбору мусора начался в столице в прошлом году. В нем было задействовано два округа - Центральный и Юго-Западный. Девять площадок с контейнерами было оборудовано в Замоскворечье и Мещанском районе и еще одна появилась в Обручевском районе.
Аналогичный пилотный проект был запущен в конце прошлого года и на Ленинградском вокзале. Здесь установили урны для стекла, алюминия, пластмассы, бумаги, а также для отходов, не подлежащих дальнейшей переработке. Ожидается, что реализация проекта снизит затраты вокзала, связанные с утилизацией отходов, в среднем на 35 процентов в год.
Также новая система сбора мусора заработала в ЗАО: весь крупногабаритный мусор и бытовые отходы в округе отправляются на переработку. Для этого во дворах многоэтажек установили специальные оцинкованные контейнеры и бункеры евростандарта, куда можно сбрасывать всю вышедшую из строя технику.
Ежедневно за такими контейнерами приезжают новые мусоровозы, соответствующие экологическим характеристикам класса "Евро-4", снижающим количество выхлопов в атмосферу. Все новые машины оснащены системами ГЛОНАСС или GPS.
Работает и круглосуточная диспетчерская служба, в которой за каждым из домов округа закреплен свой менеджер. Позвонив сюда, жители могут получить ответы на свои вопросы.
В 2014 году, по планам столичных властей, на раздельный сбор мусора будут переходить по два-три района в каждом округе. Многие москвичи сами выступают с такой инициативой, поэтому пункты сбора организуются при поддержке групп жильцов.
К переработке мусора планируется привлечь и представителей малого бизнеса.
Сегодня в расчете на одного человека Москва производит мусора в три раза больше, чем другие города России. Эксперты подсчитали, что ежегодный прирост бытовых отходов в столице составляет 2,5 процента. Это означает, что количество мусора удваивается каждые 40 лет. Особенно остро эта проблема стоит в центральных районах города.
По словам главы департамента природопользования Антона Кульбачевского, на вывоз отходов Москва тратит около 10 миллиардов рублей в год. Раздельный сбор мусора позволит значительно сократить эту сумму, поскольку уменьшится количество отходов, вывозимых на полигоны и мусоросжигательные заводы. Сэкономленные таким образом средства пойдут на другие нужды жителей города.
Ожидается, что через 12 лет на раздельный сбор мусора перейдет до 60 процентов москвичей.
Вместе с тем, глава департамента отмечает, что в столице пока недостаточно мощностей для переработки отходов.
"В Москве практически нет больших промышленных предприятий, которые занимаются переработкой мусора. Например, картоном занимаются крупные бумажные комбинаты, но все они находятся за пределами Москвы. Поэтому проблема использования вторсырья привязана именно к переработчикам", - говорит коммерческий директор компании по утилизации отходов Андрей Симонцев.
При этом центр утилизации принимает картон по цене 1,5 рубля за килограмм, пластик – по 5-10 руб, стекло – 0,5-1 руб., а металлические банки – по 18 рублей за килограмм. Нетрудно подсчитать, что за тонну банок, например, можно получить 18 тысяч рублей.
Если в подъезде будут установлены контейнеры, то деньги, полученные за сдачу вторсырья, будут направлены на улучшение работы коммунальщиков. Чем больше будет сдано вторсырья, тем больше средств заработают жители на дополнительное содержание дома.
Для того чтобы установить контейнеры для раздельного сбора мусора в своем доме, нужно собрать инициативную группу жильцов и обратиться в управляющую компанию.
Зарубежный опыт
В Европе практика по сортировке мусора начала активно развиваться в начале 80-х годов прошлого столетия. Одной из первых стран, применивших новую технологию, стала Германия. Она до сих пор является передовиком в данном процессе. Здесь сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. Мусор на пункты переработки доставляются в специальных контейнерах. Существуют нормативные акты, которые четко регламентируют требования к мусорным полигонам, транспортировке, таре для сбора, хранению и классификации отходов.
В Швейцарии действует закон, согласно которому каждый житель обязан сортировать мусор. Нарушители облагаются крупным штрафом. За соблюдением закона следит мусорная полиция, которая способная найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего из окна машины окурок. Кроме того, каждый швейцарец обязан привезти рассортированный мусор на пункты приема, откуда его направляют на перерабатывающие предприятия. В стране на перерабатывающие заводы попадает более 90 процентов использованной стеклотары. На улицах швейцарских городов расставлены металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое.
Система раздельного сбора мусора работает и в Швеции. В контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы, стекла, бумаги и т.д. Вредные отходы относятся на специальные экологические станции.
В Японии отходы делятся на две категории - сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов. Законами предусматривается сбор, сортировка, вывоз и переработка мусора. Здесь даже дома строят из переработанных материалов.
В США жители также выбрасывают мусор в строго определенные контейнеры. Существует система штрафов. Всего в Америке работают более 550 мусороперерабатывающих заводов. Здесь также предусмотрена возможность сдать бытовые отходы за плату в коммерческие структуры, которые сортируют, пакуют и продают мусор предприятиям.
Дороги из автопокрышек
После переработки из мусора можно производить массу полезных вещей. Например, макулатуру делят на 13 сортов - от отходов белой бумаги до старых обоев и мешков от цемента. Современные технологии позволяют превращать макулатуру в ткань, газетную бумагу, картон и рубероид.
Ссылки по теме
- На раздельный сбор мусора переведут по 2-3 района в каждом округе
- Бытовые проблемы: кто будет убирать мусор в столице
- Иссякаемый источник: последний путь батарейки
Из пластиковых бутылок, а также других пластмассовых изделий и полиэтиленовых пакетов делают гранулы, которые потом используют при производстве таких же бутылок и прочей тары, а также тканей, одежды и игрушек, сантехнических труб и т.д.
Автомобильные шины измельчают в крошку, которую используют потом для изготовления напольных ковриков, подошв для обуви и дорожного покрытия - на 1 километр дороги идет 14-15 тонн крошки. Благодаря этому асфальт делается устойчивым к перепадам температур и осадкам, а также поглощает шум от автотранспорта.
Григорий Медведев