Фото: ИТАР-ТАСС
Московские власти обсуждают с экспертами развитие Экологической стратегии столицы до 2030 года. Как сообщила M24.ru председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Вера Степаненко, она предполагает, в том числе, уменьшение числа парковочных мест во дворах, создание комплексов подземных гаражей и муниципальных парковок – чтобы освободить обочины дорог, а также введение зависимости транспортного налога от эко-класса машины. Разработчики стратегии ратуют за развитие системы экологичных видов транспорта – электромобилей и электробусов, а также монорельса, скоростного трамвая и рельсовых автобусов.
Конкретных цифр и проектов стратегия не предполагает – в ней описаны лишь векторы развития Москвы с точки зрения экологической политики. "Все меры стратегии касаются снижения нагрузки на атмосферный воздух, а транспорт загрязняет его больше всего, поэтому проект предполагает развитие экологичного транспорта", - рассказала Вера Степаненко.
Что касается автостоянок, создание парковочных карманов во дворах до сих пор часто происходило за счет газонов. "Парковочные зоны нужны, но их необходимо выносить из дворовых территорий или создавать отдельные гаражные комплексы. Мы должны обеспечить жителей машино-местами, но не за счет площади зеленых насаждений", - сказала Степаненко.
В проекте стратегии говорится также, что строительство в жилых комплексах подземных гаражей, а также организация дешевых муниципальных автостоянок необходимы в целях освобождения обочин дорог.
Помимо этого, проект предусматривает введение зависимости транспортного налога от экологического класса машины. Правда, конкретная скидка для машин с двигателями "Евро-4" или "Евро-5" в стратегии не указывается. "Сегодня транспортный налог взимается в зависимости от мощности двигателя, а не от экологических характеристик. Это прописано в Налоговом кодексе РФ, - рассказала Степаненко. – Мы много говорили о необходимости экологической составляющей, но не внедряли, потому что у более дешевых отечественных машин зачастую были двигатели с низкими качественными характеристиками. Мы не хотели бить рублем по рукам наименее обеспеченных граждан. Сейчас промышленность выпускает двигатели с лучшими характеристиками, в городе интенсивно обновляется парк машин. Поэтому зависимостью транспортного налога от экологического класса мы уже никого не обидим".
Степаненко отметила, что эксперты планируют обсуждать Экологическую стратегию до мая 2014 года, доработанный проект должно принять правительство Москвы. Какие из транспортных пунктов войдут в окончательный вариант - еще не ясно.
Напомним, уже решено, что экологические ограничения будут введены для грузовиков. С 1 сентября 2015 года фурам с двигателем ниже класса "Евро-2" запретят движение в пределах МКАД, а в пределы Третьего транспортного кольца не смогут въехать грузовики с двигателем класса ниже "Евро-3". Запрет коснется почти 300 тысяч единиц большегрузного транспорта, 114 тысяч из которых – машины класса "Евро-1" и ниже.
Между тем глава департамента природопользования Антон Кульбачевский не подтвердил M24.ru, что власти в ближайшее время введут зависимость транспортного налога от экологических характеристик машины. "Транспортный налог – мера, которая очень будоражит людей, - сказал он. – У нас на 12 млн москвичей приходится 4,5 млн автомобилей, то есть 40% жителей имеют машину, это очень большой поток. А вот гибриды и электромобили уже пользуются преференциями, за этим будущее".
Напомним, электромобили могут бесплатно парковаться в центре Москвы. Кроме того, федеральные власти рассматривают также возможность обнулить транспортный налог для электромобилей и сделать скидку 50% - для гибридов. Кроме того, правительство РФ с 1 февраля 2014 до конца 2015 года отменило ввозные пошлины на электромобили.
Между тем руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова полагает, что автохлам низкого экологического класса вообще нельзя пускать на дороги столицы. "Нужно усилить контроль над состоянием легковых машин так же, как и над состоянием грузовых", - полагает Морозова.
Что касается муниципальных парковок, по словам эксперта, в Москве не так много свободного места, не занятого зелеными насаждениями, чтобы там можно было организовать крупные автостоянки.
По словам эксперта, сегодня при создании новых микрорайонов застройщикам невыгодно делать подземные парковки. "В итоге новые жильцы ставят машины во дворах или на обочинах дорог, эту проблему необходимо решать", - сказала Морозова.
Напомним, что сейчас московские власти выбирают места для создания в спальных районах дешевых муниципальных парковок с помесячной оплатой. Не менее 20 капитальных паркингов построят в 2014 году инвесторы.
Наталья Савельева, София Сарджвеладзе