Управлять московской подземкой через пару лет будут не машинисты, а компьютерная программа, разработанная в НИИ приборостроения имени Тихомирова. Российские ученые не первыми придумали способ освободить человека от управления транспортом. В каких странах средства передвижения уже работают без машиниста и водителя, рассказывает сетевое издание М24.ru.
Персональный автоматический транспорт
PRT (Personal Rapid Transit, в переводе с американского английского — "персональный быстрый городской общественный транспорт") - это вид городского и пригородного транспорта, который перевозит пассажиров в режиме такси без водителя, используя сеть выделенных путей.
Personal Rapid Transit. Фото: personalrapidtransit.com
На сегодня в мире существует одна транспортная система PRT. Это сеть ULTra в Лондонском аэропорту Хитроу - нечто среднее между беспилотным такси и микроавтобусом. Каждый из вагончиков может принять на борт до шести человек с багажом.
Система была создана для передвижения пассажиров и сотрудников по огромной территории лондонского аэропорта. Машинки ULTra едут по специальному желобу, а автоматическая система, направленная против столкновений, не позволяет им упираться в ограждение желоба. Останавливаются такие вагоны только на специальных станциях. Средняя скорость движения – 40 километров в час. В ближайшем будущем англичане планируют постепенно вывести ULTra на городские улицы.
В США существует также система Morgantown Personal Rapid Transit (транспортная система университета Западной Виргинии в Моргантауне). Эстакадная дорога протяженностью около 6 км соединяет разбросанные по городу университетские здания. Ее построили еще в 70-е годы прошлого века.
Morgantown Personal Rapid Transit отличается от классической концепции PRT увеличенным размером вагона: в нем 20 мест, из них 8 сидячих. Правда, может влезть и больше: в 2000 году был поставлен рекорд, в вагон набилось 97 человек! Как и в машинах ULTra, тут отсутствует водитель. Передвигается транспорт со скоростью 22 км/ч, максимальная скорость - 50 км/ч.
Автоматизированное метро
Первое метро без машинистов появилось в Копенгагене в 2002 году. В составе даже не предусмотрена кабина машиниста, поэтому пассажиры первого вагона имеют возможность наблюдать через лобовое стекло уходящий в темноту тоннель и бегущие под колесами рельсы.
Фото: intl.m.dk
Управление производится с помощью автоматизированной системы, которая исключает возможность человеческой ошибки. Она следит за маршрутами, скоростью, техническим состоянием составов, открыванием дверей, климатом и пр.
Вероятность того, что кто-то застрянет в дверях, исключена: прежде чем створки сомкнутся, раздается звуковой сигнал, а над самой дверью начинает мигать сигнальная лампочка. Кроме того, дверь имеет чувствительные края, и при обнаружении даже небольшого препятствия закрытие дверей немедленно прекращается. На подземных станциях двери платформы и поезда открываются одновременно, это позволяет исключить падение или прыжок пассажиров на рельсы.
Все данные о функционировании метрополитена стекаются в Центр управления, где всего пять операторов контролируют работоспособность целого метро. Если случится нечто непредвиденное, оператор может вмешаться.
Ссылки по теме
- Метро 2018: пассажиры на велосипедах и поезда без машинистов
- МЧС создаст во всех регионах подразделения по работе с беспилотниками
Аналогичные поезда есть в Нюрнберге и Милане, Париже и Лондоне. Но одним из лучших считается дубайский беспилотный метрополитен – самый протяженный и безопасный. Главное отличие арабского метро от европейских собратьев в том, что рельсы проходят в основном по виадукам и лишь в центре города — под землей. Система дубайского метрополитена полностью автоматизирована, но возможен также переход на ручной режим при помощи скрытой панели в головном вагоне.
Беспилотные автобусы
Летом прошлого года Сингапур первым закупил электрические беспилотные автобусы Navia французской компании Induct Technologies. Электробусы тестировались на двухкилометровом маршруте от бизнес-парка CleanTeach Park до Наньянского технологического университета. Машина развивает скорость до 20 км/ч и вмещает 8 пассажиров, место назначения пассажиры указывают самостоятельно с помощью сенсорного экрана в салоне.
Фото: induct-technology.com
Французские беспилотники могут объезжать препятствия, различая их за 50 метров, замечать движущиеся и неподвижные объекты, а также определять их скорость и возможную траекторию. Аккумуляторные батареи электробуса позволяют ему курсировать по маршруту на протяжении 15-18 часов, потом автобус сам отправится на станцию подзарядки и далее на следующий круг по заранее определенному маршруту.
Гугломобиль
Множество автоконцернов (General Motors, Volkswagen, Audi, BMW, Volvo и другие) пытаются сегодня разработать беспилотный автомобиль. Но пока автогиганты раскачивались, за проект беспилотной машины взялась компания Google, которая не имеет никакого отношения к автомобилестроению. И, надо отметить, вышло весьма удачно! На гугломобилях уже разрешили ездить по дорогам Невады, Флориды и Калифорнии.
До 2000 года создать умный автомобиль-беспилотник было технически невозможно - слишком дорогостоящими были технологии. Сегодня гугломобили — это Toyota Prius, Audi TT и Lexus RX450h, на крышах которых установлены вращающиеся сенсоры и камеры. Они получают 3D-изображение пространства и сверяют его с цифровыми картами. Кроме того, гугломобили оснащены радаром, антеннами, GPS и самым передовым программным обеспечением.
Гугломобиль уже проехал более 800 тысяч километров без ДТП. Он умеет реагировать на непредвиденные ситуации, как летящий на лобовое стекло матрас, выбежавшие на дорогу кошка, олень или ребенок. Сенсоры реагируют на снижение скорости впереди идущего автомобиля раньше водителя. Гугломобиль умеет перестраиваться из ряда в ряд, тормозить и разгоняться более плавно, чем человек. Как и любой робот, он законопослушен, поэтому ему не всегда просто пересекать перекрестки, где все так и норовят пролезть без очереди. Также пока он не слышит окрика полицейского и не умеет следовать указаниям регулировщика.
Кроме того, машины не могут передвигаться под проливным дождем и при сильном снеге. Связано это с тем, что идентификация местности производится посредством сравнения заблаговременно отснятых фотографий с результатами визуализации окружающего ландшафта сканирующими системами автомобиля. Благодаря такому подходу система может отличить пешехода от обычного телеграфного столба, но в условиях плохих погодных условий система бессильна.
Сооснователь Google Сергей Брин настроен решительно: он планирует создать законченный коммерческий продукт, а не просто прототип, которым можно будет похвастаться на автомобильной выставке. Так, Google вложила $250 млн. в развитие сервиса заказа такси Uber. По условиям сделки компания впоследствии намерена выпустить на маршруты более 2,5 тысяч автоматизированных беспилотных такси. Предполагается, что первыми городами с такими такси станут Сан-Франциско и Лос-Анджелес в 2018 году.
Беспилотные летательные аппараты
Беспилотник. Фото: ИТАР-ТАСС
БПЛА, БЛА, беспилотник, дрон – все это названия беспилотных летательных аппаратов. Весь ХХ век они разрабатывались для выполнения военных целей и задач: разведки, наблюдений, фотосъемки и в качестве ложных мишеней. Только в начале нового тысячелетия беспилотники начали разрабатывать и для гражданских целей: от сельского хозяйства и строительства до нефтегазового сектора и сектора безопасности для патрулирования, наблюдений, инспектирования, аэрофото- и видеосъемки и др.
Более того, год назад в Великобритании протестировали первый беспилотный пассажирский авиалайнер. Он пролетел 800 км от графства Ланкашир в Шотландию и обратно. На протяжении всего пути самолет совершал маневры автономно, руководствуясь управляющими командами с земли. Пилот на борту брал на себя управление только во время взлета, набора высоты, снижения и посадки.
Система управления, которая проходила испытания во время полета, значительно превосходит по своим возможностям автопилот, используемый на регулярных пассажирских рейсах. Одним из главных ее отличий является механизм обнаружения воздушных препятствий и ухода от столкновения. Испытания прошли успешно. Работы по совершенствованию системы обнаружения препятствий, чтобы она смогла успешно заменить на борту глаза пилота, способного верно оценить воздушную обстановку, продолжаются.
Некоторые эксперты предсказывают, что регулярные коммерческие рейсы под управлением искусственного интеллекта появятся в ближайшие 10-20 лет. По их мнению, львиная доля авиакатостроф происходит по вине пилотов, так что же мешает заменить ненадежного человека компьютером, повысив безопасность полетов?
Оксана Загребнева