Новости

Новости

14 апреля 2014, 17:46

Будущее и прошлое народных достижений: ВДНХ исполняется 75 лет

Фото: ИТАР-ТАСС

Выставка народных достижений (ВДНХ) в этом году отметит 75-летие. В честь юбилея ей решено вернуть историческое название и "освежить". Здесь появится парк, посвященный достижением в разных отраслях промышленности, в Южном розарии разобьют тематические клумбы с нарциссами, тюльпанами, петуниями и бегонией, все павильоны отреставрируют.

Как рассказал Сергей Собянин, на территории восстановят 60 тысяч га дорожек и починят фонтаны, а все незаконные торговые павильоны снесут. О легендарном прошлом выставки и изменениях, которые ждут комплекс в будущем, читайте в материале сетевого издания М24.ru.

ВСХВ

Выставочный комплекс был официально открыт в 1939 году как "Всесоюзная сельскохозяйственная выставка" (ВСХВ), которая действовала до 1941 года. Чтобы получить право участвовать в выставке 1939 года, колхозы, совхозы и научные учреждения должны были иметь определенные - и довольно высокие - показатели двух прошлых лет. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок.

В качестве награды победителям давали дипломы первой степени, а также 10 тысяч рублей и легковой автомобиль в придачу. Удостоенным диплома второй степени вручали 5 тысяч рублей и мотоцикл. Также передовикам сельского хозяйства была присуждена 21 тысяча золотых и серебряных медалей.

Фото: vvcentre.ru

Благодаря ВСХВ на окраине столицы вырос целый выставочный город площадью в 136 гектаров с прудами, парками, опытными участками и 250 строениями, часть из которых впоследствии стала известна всему миру.

Первые посетители входили на выставку через арку, построенную по проекту архитектора Леонида Полякова в традициях древнеримских триумфальных арок. При въезде стояла 24-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной и Бориса Иофана (позже ее перенесли к воссозданному павильону 1937 года у северного входа). Изначально скульптурная группа создавалась для Всемирной выставки, проходившей в Париже в 1937-м, и должна была украшать павильон СССР.

Фото: vvcentre.ru

Эмблемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, которые держат над головами золотистый сноп пшеницы. Она была установлена на 50-метровой башне Главного павильона, который представлял собой монументальное белое здание с красивой колоннадой. Фасад украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.

Из Главного павильона посетитель попадал на площадь Колхозов, где размещались павильоны союзных республик и регионов (в дизайне зданий отражались национальные мотивы).

Одним из монументальных строений стало здание Московского павильона (в настоящий момент - №59). Его фасад обрамлен горельефами, фигурами овощеводов, доярок, садоводов и трактористов. Здесь же были изображены тучные животные, золотые снопы пшеницы, крупные клубни картофеля, огурцов, помидоры и другие овощи.

Рядом расположился павильон "Украина", облицованный майоликовой плиткой. Его фасад украшают золотые колосья, арку входа обрамляет декоративный керамический венок, над входом висит витраж с надписью "Переяславская рада".

К открытию выставки построили и знаменитый павильон Механизации и электрификации сельского хозяйства СССР ("Космос"), реконструированный в 1954 году - к старому павильону пристроили еще один с куполом. Изначально он представлял собой эллинг или дебаркадер, почти полностью скопированный с дебаркадера Киевского вокзала Виктора Шухова. По задумке, здесь должен был создаваться эффект арки, перекинутой через Большую аллею.

Фото: vvcentre.ru

После реконструкции ВСХВ 1954 года абсолютно новой конструкцией павильона стал грандиозных размеров купол из стекла и стали, под которым располагалась позолоченная скульптурная композиция Евгения Вучетича "Вперед, к победе коммунизма!" с развевающимся знаменем. По-особому эта скульптура смотрелась ночью, когда включалась подсветка, и центральная аллея, оканчивающаяся павильоном Механизации, вызывала ассоциацию с движением от прошлого к будущему.

ВСХВ-39 стала не только выставочным центром, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. Здесь построили Зеленый театр, концертную эстраду, цирк, два кинотеатра, а в расположенном рядом старинном парке появились аттракционы: парашютная вышка, колесо обозрений, комната смеха, карусели и пр. Выставка пользовалась бешеным успехом, за три месяца работы ее посетило свыше 3,5 миллионов человек.

ВДНХ

Работу выставки в 1941 году прервала Великая отечественная война, экспозицию эвакуировали в Челябинск. Обветшавший и частично разрушенный комплекс начали масштабно перестраивать в начале 1950-х. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор Анатолий Жуков и великий советский скульптор, создатель "Воина освободителя" в Берлине и Родины-матери в Сталинграде (Волгограде) Евгений Вучетич. Выставка открылась вновь лишь спустя 13 лет, а в 1959 году комплекс был перепрофилирован и получил новое название — "Выставка достижений народного хозяйства СССР" (ВДНХ СССР).

Ежегодно на ВДНХ открывалось около 300 экспозиций. Выставка, как зеркало, отражала основные вехи в жизни страны: первый полет в космос, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.

Архитектурный облик выставки кардинально изменился, значительно увеличилась ее площадь – со 136 до 207 гектаров. Павильоны стали напоминать дворцы и храмы. Был построен один из красивейших павильонов работы лучших мастеров - "Узбекистан" (сейчас – "Культура"), вход в него украшает ажурная ротонда, внутри фонтан, который подчеркивает легкость и изящность ее колон.

Значительно обновили павильон Белоруссии. Его монументальную колоннаду украсил барельеф из майолики, увенчала здание скульптура "Родина" в виде женщины с лавровым венком. Над павильоном Казахской ССР возвели купол из цветного стекла в национальном духе.

Для главного входа на выставку построили арку. Мощные четырехгранные колоны легко несут массивную арку, разделяя ее на центральный и боковые пролеты. На колоннах расположились барельефы, основная тема которых – труд людей. Достроили и Главный павильон: мощная колоннада, высоко поднятые шестиметровые скульптурные группы, многочисленные барельефы, 35-метровый шпиль, увенчанный золотой звездой.

Фото: vvcentre.ru

Главным символом обновленной выставки стали фонтаны — среди них "Дружба народов СССР", в котором в образах 16 колхозниц увековечили все 16 республик. "Дружба народов" ежесекундно выбрасывает более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома. Скульптуры колхозниц выполнены из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы – из листовой меди с позолотой. На противоположном конце площади Колхозов расположился фонтан "Каменный цветок", сооруженный по мотивам сказок Бажова. В обширном бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышается фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов. В бассейне плещутся бронзовые рыбы и птицы. По бокам – декоративные горки из плодов и овощей. Эти фонтаны до сих пор являются лучшим украшением выставки.

Фонтан "Золотой колос", ныне не действующий, первоначально назывался "Колос на пруду", но был слишком хрупким и мрачным, поэтому на его месте возник новый – поражающий своими размерами и мощью. Фонтан сделали уже не в металле, а в бетоне и цветной мозаике с применением кантарели золотого цвета. Отражаясь в водной глади пруда, мягким золотистым цветом поблескивал тучный колос, поддерживаемый тремя декоративными золотыми рогами изобилия, из которых как бы сыплются многоцветные плоды и овощи. Конструкция фонтана состоит из отдельных тонкостенных железобетонных элементов, облицованных мозаичной смальтой. Железобетонное основание фонтана "Колос" облицовано серым полированным гранитом.

Общая высота фонтана — 16 метров. Высота струй "Колоса" достигала 25 метров. Струи вылетали из насадок, расположенных в золотых зернах в виде усов-остий. Струи диаметром от 18 до 30 миллиметров били и из нижней части фонтана, и из рогов изобилия. Постепенно фонтан приходил в негодность, и с 1990-х годов он не работает.

ВВЦ

Фото: vvcentre.ru

В 1992 году ВДНХ переименовали в Государственное акционерное общество "Всероссийский выставочный центр" (ГАО ВВЦ). В 1990-е годы ВВЦ считался выставкой скорее формально. Фактически павильоны были сданы в аренду под склады и точки продажи бытовой и компьютерной техники, а также товаров народного потребления. Вместе с тем, работал парк аттракционов, в павильоне "Центральный" для детей и молодежи проводился показ физических опытов - ВВЦ по-прежнему был местом, куда приходили отдыхать.

Задумываться над реконструкцией ВВЦ его руководство и московские власти стали несколько лет назад, но именно в этот - юбилейный для ВВЦ - год объявлено о стартующих летом работах. Привести в порядок предстоит территорию площадью почти в 2,4 тысячи квадратных метров. Будут отреставрированы памятники, обновлено асфальтовое покрытие, налажено движение, отремонтированы тротуары, обновлены лавочки и т. д. Все это, по замыслу столичной мэрии, позволит сделать ВВЦ, которому вернут прежнее название – ВДНХ, любимым местом отдыха москвичей и гостей города. Проект реконструкции, который планируют реализовать за 7 лет, оценивается в 60 миллиардов рублей.

Какие изменения ждут ВВЦ

Приводить парк в порядок будут постепенно, разбив его на отдельные зоны. Это позволит не закрывать парк на время реставрации, которая начнется летом. Известно, что с территории исчезнут незаконные постройки (400 из 600 построек возведены незаконно) и рекламные щиты, и, возможно, появятся дополнительные аттракционы и детские площадки.

На территории ВВЦ планируется сделать концептуальный парк, посвященный успехам России в различных отраслях промышленности, а в центральном павильоне появится новый архитектурный макет Москвы площадью почти в тысячу квадратных метров. Кроме того, ВВЦ собираются "увековечить" в 3D-панораме. Она впервые будет доступна на портале "Электронный атлас Москвы" к середине апреля.

Оксана Загребнева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика