Художник, куратор, лауреат премии "Инновация 2008" Арсений Сергеев прочел в галерее "На Каширке" лекцию, посвященную Казимиру Малевичу, Элю Лиситскому, Александру Родченко и Питу Мондриани. Он рассказал, что такое проектирование будущего в искусстве и как художники используют в творчестве языки новых медиа. Сетевое издание M24.ru провело прямую трансляцию лекции.
Арсений Сергеев – художник и куратор проектов современного искусства. Родился в 1966 году в Свердловске. В 1986 году окончил Свердловское художественное училище им. Щадра, а в 1995 - Уральский государственный архитектурно-художественный институт.
Лауреат премии "Инновация 2008" в номинации "лучший региональный проект", автор книги "Художественная Культура Урала".
Среди известных проектов, реализованных в Екатеринбурге: фестиваль "Длинные истории Екатеринбурга", арт-проект "Памятник Клаве" (компьютерной клавиатуре), OUTVIDEO - единственный в мире фестиваль видеоарта на экранах наружного видео.
С середины 90-х Арсений Сергеев живет и работает в Москве. Более подробную информацию о художнике можно найти на странице в Facebook.
Государственный выставочный зал "На Каширке" - крупнейший выставочный зал в Южном округе Москвы. Открыт в 1986 году, работает с художниками разных творческих направлений, организует музыкальные фестивали, концерты, кинопоказы, творческие встречи, презентации книг и журналов. При зале работают студии изобразительного и прикладного творчества для детей и взрослых.
Объединение "Выставочные залы Москвы" создано в 2013 году по решению департамента культуры Москвы и объединяет 19 выставочных залов в десяти округах столицы. Цель объединения - улучшить качество услуг, которые предоставляются москвичам учреждениями культуры. Также проект направлен на расширение социальных функций выставочных залов: в них будут проводиться архитектурно-дизайнерские конкурсы, интерактивные экспозиции, международные выставки, дискуссионные программы, лекции и мастер-классы.
Имена и понятия, упоминавшиеся в лекции
Леонардо Да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый-анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример "универсального человека".
"Мона Лиза" - картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных и загадочных мировых произведений живописи, находится в Лувре, в Париже. Написана около 1503-1505 года. Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Среди объяснений есть и романтическое: художник влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой.
"Тайная вечеря" - фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа с его учениками. Создана по заказу герцога Лодовико Сфорца в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Фреска стала вехой в истории Ренессанса, значительное влияние на дальнейшее развитие живописи оказала перспектива "Тайной вечери".
Эпоха Возрождения (Ренессанс) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки: начало XIV - последняя четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и в Испании). Отличительная черта Возрождения - светский характер культуры и антропоцентризм, то есть интерес к человеку и его деятельности. Также эпоху отличает возрождение интереса к античной культуре, отсюда и появился термин. Вершину Ренессанса в изобразительном искусстве знаменует творчество трех великих итальянских мастеров - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти.
Ссылки по теме
- В галерее "На Каширке" рассказали о Бэнкси и Марке Дженкинсе
- Арсений Сергеев рассказал о новой роли художника
- Арсений Сергеев - о перформансах и медиаинсталяциях
Казимир Малевич (1879-1935) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Самое знаменитое живописное произведение Малевича "Черный квадрат" (1915) стало своеобразным живописным манифестом супрематизма. Картина была выставлена в Петрограде в 1916 году и имела большой успех. По замыслу художника, картина являлась частью триптиха, в который входили также "Черный круг" и "Черный крест".
Среди известных картин Малевича также "Черный круг", "Красный квадрат", "Скачет красная конница", "Супрематическая композиция", последняя была продана в 2008 году на аукционе Sotheby's более чем за 60 млн долларов.
О "Черном квадрате"
"Черный квадрат" - самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году; одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Входит в цикл супрематических работ, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции. Несмотря на спорные суждения критиков об этой картине, первый профессиональный отзыв на появление "Черного квадрата" свидетельствовал о том, что мысль Малевича была сразу расшифрована. Художественный критик, основатель объединения "Мир Искусства" Александр Бенуа написал в газете "Речь" в 1916 году: "Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер".После смерти Малевича, согласно завещанию, его тело поместили в супрематический гроб в виде креста с раскинутыми руками и кремировали. Прах был захоронен под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки в Московской области. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображением черного квадрата. В годы войны могила была утрачена, но ее местонахождение позже определили энтузиасты. В 1988 году недалеко от места захоронения Малевича был установлен новый памятный знак - белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне.
Фото: m24.ru/Юлия Телегина
Генезис - философская категория, выражающая возникновение, происхождение, становление развивающегося явления. Первоначально применялась к представлениям о происхождении природы, бытия.
Импрессионизм – (от англ. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародилось во Франции и затем распространилось по всему миру. Его представители разрабатывали методы и приемы, позволявшие наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолетные впечатления. Его идеи нашли свое воплощение также в литературе и музыке, где авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме - как отражение своих впечатлений.
О термине
Термин "импрессионизм" возник с легкой руки критика журнала Le Charivari Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных "Выставка импрессионистов", взяв за основу название картины "Впечатление. Восходящее солнце" Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер.Среди известных художников-импрессионистов: Клод Моне, Камиль Писсарро, Поль Гоген, Ван Гог, Поль Сезан, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар.
Поль Сезанн (1839-1906) - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма. Художественное наследие составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений, часть работ была уничтожена самим автором в результате творческих исканий. Первым успехом Сезанна стала выставка в парижском осеннем Салоне 1904 года, где его картинам был отведен целый зал.
Сезанну были свойственны противоречия: южный темперамент соединялся с затворничеством и аскетизмом в быту, набожность - с попытками освободиться от сковывающих религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности, Сезанн всегда сомневался, что сможет найти точные художественные средства выражения своих взглядов. Для него живопись была прежде всего не искусством, а средством познания, дающим человеку возможность соприкоснуться с некими основами мироздания. Творчество художника можно назвать возрождением древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн следовал этой традиции неосознанно. В итоге он стал родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм.
Суть своего подхода автор определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Сезанн считал естественным прямой взгляд, прямое впитывание и передачу ответа природы на полотне.
Среди известных работ автора: "Купальщики", "Дама в голубом", "Леда и лебедь".
Архетип (от греч. arche - начало, typos - отпечаток, форма, образец) - прообраз, первоначало, образец.
Владимир Маяковский (1893-1930) - один из крупнейших русских поэтов XX века. Ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник, редактор журналов "ЛЕФ" ("Левый Фронт"), "Новый ЛЕФ". После сближения с футуристами разделял основные программные установки этого художественного направления: независимость творчества от содержания, нигилистическое отношение к культурному наследию и т. д. Однако уже раннее творчество Маяковского - поэмы "Облако в штанах" (1915), "Человек" (1917) несли значительное социальное содержание: протест против окружающей действительности, одиночества человека, чувство неразделенной любви. Для поэзии Маяковского характерен гиперболизм, метафоричность, соединение одического и сатирического начал.
Фото: ИТАР-ТАСС
Ссылки по теме
- Художник Арсений Сергеев - о Кандинском и о том, куда бегут собаки
- Художник Арсений Сергеев рассказал о минимализме в искусстве
- Художник Арсений Сергеев рассказал о боевом вязании
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) - российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Среди известных работ: "Купание красного коня", натюрморт "Селедка", портрет "А. А. Ахматова".
Кнут Гамсун (1859-1952) - норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1920 год. В творчестве Гамсуна переплетены реализм, иррационализм и мистика. В психологических романах "Голод", "Мистерии" автор изобразил бунт личности против обывательской среды, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе "Соки земли" воспел труд земледельца.
Милитаризм - политика наращивания военного могущества государства в целях подготовки захватнических войн и подавления сопротивления эксплуатируемых масс внутри страны.
Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Лубок называют также фольклорной картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Неопримитивизм - совокупность художественных приемов, характерных для искусства конца XIX-XX века. В том числе нарочитое упрощение художественных средств и форм ради наибольшей выразительности, применение простой композиции, искажений в изображении, насыщенных, ярких цветов. Неопримитивизм исходит из опыта примитивного искусства. Например, искусство островитян вдохновляло Гогена, особенности скульптуры африканцев отразились на творчестве кубистов.
Сам термин возник в 1913 году после создания манифеста русских неопримитивистов. Это течение подготовило почву для русского авангарда.
Примитивистские тенденции прослеживались и в западноевропейской живописи - французском фовизме, кубизме, немецком экспрессионизме. Но только в России неопримитивизм стал самостоятельным направлением. Его последователи ориентировались на отечественные художественные традиции, среди них - Наталия Гончарова, ставшая рупором целой группы художников и их лидера Ларионова. Также среди его известных представителей - теоретик примитивизма А. Шевченко, М. Шагал, К. Малевич. Последние в результате творческих исканий пришли к самостоятельным художественным системам.
Наталья Гончарова (1881-1962) - русская художница-авангардистка, внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница жены Пушкина. В 2007 и в 2010 годах на аукционе Christie's в Лондоне ее картины "Сбор яблок" и "Испанка" были проданы за рекордные почти 10 млн и 10, 216 млн долларов США соответственно, установив таким образом два последовательных рекорда стоимости работ художников-женщин за всю историю живописи.
Михаил Ларионов (1881-1964) - русский художник, один из основоположников русского авангарда. Вместе с женой Натальей Гончаровой был активным участником "левого направления" в искусстве, инициатором серии громких выставок: "Бубновый валет" (1910), "Ослиный Хвост" (1912), "Мишень" (1913). Оформлял балетные постановки в антрепризе Дягилева вместе с Гончаровой — "Русские сказки" Лядова; "Шут" Прокофьева.
Кубизм - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции, отличалось использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением "раздробить" реальные объекты на стереометрические примитивы. Наиболее известные кубистические произведения начала XX века: "Авиньонские девицы" и "Гитара" Пикассо, а также работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан.
Футуризм (от лат. futurum - "будущее") - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы. Однако футуристы стремились к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира, отвергая кубический анализ.
Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия. Для футуризма характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение. Известные художники футуристы: Давид Бурлюк, Джино Северини, Умберто Боччони, Юрий Анненков.
Пуантилизм (с фр. - буквально "точечность", от point - точка) - стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникло во Франции около 1885 года, в основе - манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта, подразумевает "смешение" на сетчатке глаза зрителя. Известные мастера пуантилизма: Жорж Сера, Поль Синьяк, Камиль Писсарро.
Фовизм (от фр. fauve - "дикий") - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, поражали "дикой" выразительностью красок, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Среди первых фовистов были такие известные художники, как Матисс, Марке, Руо.
Пабло Пикассо (1881-1973) - испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер. Стал основоположником кубизма вместе с Жоржем Браком и Хуаном Грисом, трехмерное тело в оригинальной манере они рисовали как ряд совмещенных воедино плоскостей. У Пикассо было много подражателей, он оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.
Также эксперты объявили Пикассо самым дорогим художником: в 2008 году объем только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов. В 2010 году картина Пикассо "Обнаженная, зеленые листья и бюст", проданная на аукционе "Кристис" за 106 млн. 482 тыс долларов, стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в мире. А в 2013 году была куплена картина мастера "Сон" за рекордную сумму 155 млн долларов, таким образом Пикассо побил свой собственный рекорд.
Жорж Брак (1882-1963) - французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Его ранние работы были импрессионистскими, но позже он принял стиль фовистов, а потом – кубистов. Творчество Брака эволюционировало под влиянием Сезанна, в позднем периоде – сотрудничал с Пикассо.
Александр Родченко (1891-1956) - советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями, например, "Плоскости, отражающие свет" - свободно висящие мобили из вырезанных фанерных концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), или "По принципу одинаковых форм" - пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. Художник журналов "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ". С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких: "Портрет матери" друзей и знакомых из ЛЕФа: портреты Маяковского, Л. и О. Брика.
Фото: m24.ru/Юлия Телегина
Кубофутуризм - локальное направление в русском авангарде начала XX в. В изобразительном искусстве возник на основе переосмысления живописных находок сезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915 гг. Наиболее характерные картины в этом направлении вышли из-под кисти Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Ларионовым и др.
Внешне работы представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбообразных объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных картинах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира ("Плотник", "Точильщик"). Произведения кубофутуристов еще называли "заумным реализмом", подчеркивая алогизм и абсурдность их поздних композиций. Поясняя смысл своей экспериментальной предельно алогичной картины "Корова и скрипка", Малевич писал: "Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма". Алогичные работы кубофутуристов разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе стала основой таких направлений, как дадаизм и сюрреализм. В России направление стало переходным к супрематизму и конструктивизму.
Константин Циолковский (1857-1935) - русский и советский ученый-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полетов в космос, пришел к выводу о необходимости использования "ракетных поездов" - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства.
Николай Кибальчич (1853-1881) - революционер-народник украинского происхождения, народоволец, изобретатель, участник покушения на Александра II. В 1881 году арестован и приговорен к смертной казни вместе с другими первомартовцами. За неделю до исполнения приговора выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Также за несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелеты. Его просьбу о передаче рукописи в Академию наук не удовлетворили, проект был впервые опубликован лишь в 1918 году в журнале "Былое".
Даниил Андреев (1906-1959) - русский мыслитель, литератор и философ. Сын писателя и философа Леонида Андреева. В 1947 осужден на 25 лет тюремного заключения за антисоветскую литературную деятельность. Автор сочинения "Роза Мира" (впервые опубликовано в 1991) - грандиозного трактата социально-утопического характера о "сокровенном" устройстве Вселенной, о мистических основаниях истории цивилизации Земли, о грядущих судьбах человечества. Описание миров, располагающихся вне пределов людского восприятия, - главное содержание философского творчества Андреева.
Николай Федоров (1828-1903) - русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, библиотековед, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма. Мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы "сложить их в тела отцов".
Науке Федоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими. Его учение получило название "Философия общего дела".
Супрематизм (от лат. supremus - "наивысший") - направление в авангардистском искусстве, основанное в первой половине 1910-х годов Малевичем, одно из центральных явлений русского авангарда. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний - квадрата, круга, прямоугольника. На начальном этапе термин означал доминирование цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, - супрематические картины стали первым шагом "чистого творчества", то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).
Влияние супрематизма испытали такие художники, как Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Иван Пуни, Александр Родченко и другие.
Неологизм – языковое новшество, новое слово.
Стеделик музей (нидерл. Stedelijk Museum) - городской музей Амстердама. В непосредственной близости от него располагаются также Музей Винсента ван Гога и Рейксмюзеум. Основан в 1895 году в качестве музея истории города. Сегодня - это первый в Амстердаме музей современного искусства.
Художественная группа "Стиль" - общество художников, образованное в Лейдене (Нидерланды) в 1917 году. Это художественное направление называют также неопластицизмом. К кругу основателей принадлежат художники Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, а также ряд архитекторов и скульпторов. Позднее к ним примкнули Джино Северини, Эль Лисицкий, Константин Бранкузи и др. С 1917 по 1931 год группа выпускала журнал "Стиль" (De Stijl), в котором последовательно публиковала свою эстетическую программу. Ее главной установкой было радикальное обновление искусства путем изменения человека изнутри и его жизненных условий снаружи. Основными элементами живописи провозглашались: прямой угол и три цвета, красный, желтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены черный и белый.
Тео ван Дусбург (1883-1931) - нидерландский художник, архитектор и скульптор, теоретик искусства, один из основателей группы "Стиль" и художественного направления "неопластицизм". Основой его взглядов была попытка свести объективную гармонию произведения искусства к определенным геометрическим элементам. Эти новые принципы вскоре оказали значительное влияние на развитие архитектуры, литературы, графики и музыки.
Пит Мондриан (1872-1944) - нидерландский художник, одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. В творчестве испытал влияние импрессионизма, а потом - кубизма. В годы Первой мировой войны с другом - художником Тео ван Дусбургом основал движение "Стиль" и одноименный художественный журнал, который стал органом неопластицизма. Новое направление провозглашало передачу обобщенной красоты и истины аскетическими средствами, основными красочными тонами, линиями и формами.
Масонство или франкмасонство (от франц. franc-maçon - "вольный каменщик") - религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII века в Англии и распространившееся потом во Франции, Германии, Испании, России и других странах. Берет истоки предположительно из оперативных цехов каменщиков. Идеи буржуазного антиклерикализма в масонстве переплелись с элементами религиозного мистицизма. Отрицая церковную догматику и культ, масоны чтут бога как "великого архитектора вселенной", как правило допускают исповедание любой религии. Масоны называют друг друга "братьями", объединяются в местные организации (ложи). Первоначально движение носило буржуазный характер, во 2-й половине XVIII века в нем участвовали многие просветители. Противопоставляя себя феодальной государственности и официальной церкви, масонство стремилось создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.
"Черное зеркало" - британский фантастический телесериал по сценарию Чарли Брукера. Сквозной темой является влияние информационных технологий на человеческие отношения. Эпизоды не связаны между собой, все сюжеты объединяет лишь сатира на образ жизни, распространенный в современном обществе. Премьера сериала прошла в 2011 году.
Василий Кандинский (1866 -1944) - выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы "Синий всадник". Юрист по образованию, в 30 лет он решил стать художником. На это решение повлияла выставка импрессионистов в Москве в 1895 году и картина "Стога сена" Клода Моне.
Кандинский выработал собственную новаторскую концепцию "ритмического" использования цвета в живописи. Среди известных работ: "Колебание", "Композиция", "Москва", "Восток".
Сергей Дягилев (1872-1929) - русский театральный и художественный деятель, антрепренер, один из основоположников группы "Мир Искусства", организатор "Русских сезонов" в Париже и труппы "Русский балет Дягилева". Первые гастроли за рубежом – концерты Римского-Корсакова, Рахманинова, Шаляпина, а также сезоны русской оперы принесли Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет. При этом, на тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно. В создании декораций участвовали выдающиеся художники, входившие в "Мир искусства": Бенуа, Рерих, Гончарова и др. Впоследствии "Сезоны" стали средством пропаганды русского балета и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.
Сергей Дягилев. Фото: ИТАР-ТАСС
Ящик Пандоры – фразеологизм, имеющий значение: источник несчастий и великих бедствий. Выражение возникло из поэмы древнегреческого поэта Гесиода "Труды и дни". В ней рассказывается, что однажды Прометей украл у богов огонь, за это Зевс послал на землю Пандору, которой дал ларец со всеми человеческими несчастьями. Пандора открыла из любопытства этот ларец и рассыпала все людские несчастья.
Перформанс (от англ. - представление, выступление) - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства.
Конструктивизм - советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получил развитие в 1920 - первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового пролетарского искусства. Однако, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась еще Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголенного конструктивизма.
Герхард фон Гревениц (1934-1983) — немецкий художник двухмерного пространства.
Паблик-арт (в пер. с англ. - общественное искусство, искусство в общественном пространстве) - искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.
Девелопмент - предпринимательская деятельность, связанная с созданием объекта недвижимости или реконструкцией здания, приводящая к увеличению их стоимости.
Аниш Капур (1954 г.р.) – современный скульптор, член группы "Новая британская скульптура". Родился в Индии, живет и работает в Лондоне. Произведения Капура просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. Ряд работ имеют зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение. Одна из самых известных – Облачные ворота, весом в 110 тонн, была установлена в 2004 году в парке "Миллениум" в Чикаго. По замыслу создателя, скульптура должна напоминать каплю ртути, которая зависла в воздухе за секунду до падения на землю. Ее второе название – "Бина", - из-за бобово-подобной формы. Работа создана из 168 гладкоотполированных пластин нержавеющей стали. Ее размеры: 10 м × 20 м × 13 м.
Дом Наркомфина - жилой дом-коммуна, построенный в 1930 году по проекту архитекторов М. Я. Гинзбурга и И. Ф. Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Расположено в Москве на Новинском бульваре, является памятником архитектуры конструктивизма. В настоящее время находится в аварийном состоянии.
Шоу-рум - выставочный зал, где обычно представлена вся продукция компании, как правило, ориентирован на оптовиков.
Партисипативность – метод организации коллектива, способствующий формированию сотрудничества и отношений взаимной ответственности.
Яёи Кусама (1929 г.р.) - японская художница, страдающая психическими расстройствами, брала идеи для творчества из своих галлюцинаций. Ее работы сочетают минимализм, психоделический экспрессионизм, сюрреализм и поп-арт. Для живописи, коллажей, мягких скульптур, перформансов и инсталляций Кусамы характерны повторы, узоры и аккумуляция. Сейчас добровольно проживает в психбольнице, рядом с которой находится ее студия. Не так давно принимала участие в создании новой коллекции одежды от Louis Vuitton.
Роберт Моррис (1931 г.р.) - американский скульптор, концептуальный художник и писатель, один из видных теоретиков минимализма. Внес важный вклад в развитие перформанса, лэнд-арта, Process Art и инсталляции.
Лэнд-арт (от англ. land art - ландшафт-искусство) - направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом.
Инспирирован – вдохновлен, побужден к действию.
Каарина Кайкконен (1952) – современная финская художница, скульптор; наибольшую известность ей принесли проекты паблик-арт - инсталляции из одежды и обуви.
Биеннале (лат. bis - дважды + annus - год) - выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года. Самая известная биеннале - Венецианская, - существует с 1895 года. Со второй половины XX века крупные международные выставки (чаще всего в биеннальном формате) становятся основной площадкой презентации современного искусства.
Glasstress – масштабное выставочное мероприятие, которое проходит по всей Венеции. С 2009 года входит в программу Венецианской биеннале современного искусства. Десятки современных художников представляют свои работы из стекла, причем большинство из них никогда с этим материалом не работали.
Мурано - один из крупных островов Венецианской лагуны, всемирно известный своим стекольным производством. В 1291 году городской совет решил вынести мастерские по производству украшений на остров Мурано, чтобы уберечь секреты мастеров от конкурентов и избавиться от пожаров, которые могли быть вызваны раскаленными горнами мастеров. Стеклодувы получили неслыханные привилегии, но были лишены права выезда. Дочерям стеклодувов не возбранялось сочетаться браком с венецианцами голубых кровей. С 1970-х годов муранское стекло по всему миру признается элитным товаром.
Владимир Архипов (1961 г.р.) - российский художник, коллекционер. Известен как собиратель "самодельных" предметов, его коллекция насчитывает более 1000 экспонатов, собранных в России, Австралии, Англии, Германии и других странах.
Марико Мори (1967 г.р.) - современная японская художница, работает в стиле нео-поп. Родилась в Токио, в одной из самых богатейших семей мира. Живет и работает в Нью-Йорке. Создает видео-инсталляции, высокотехнологичные архитектурные объекты, монументальные фотографии и камерные рисунки, для которых черпает вдохновение в восточном и западном искусстве, религии, моде и поп-культуре. Мори использует себя в качестве модели в фильмах и фотографиях, которые сочетают перформанс, моду, высокие технологии и искусство, создавая футуристический образ женщины-киборга. В своем творчестве применяет последние технологии, и ее произведения часто довольно дорогостоящие в производстве.
Интенция (от лат. intentio - намерение, стремление) - любая устремленность к активной деятельности; все явления и механизмы, побуждающие к деятельности, направляющие ее на достижение цели.
Олафур Элиассон (1967 г.р.) - современный датско-исландский художник, объединяет искусство, науку и природные явления. В его инсталляциях постоянно присутствуют элементы, заимствованные у природы - пар, радуга или туман. Представляя природные явления в искусственном окружении, художник предлагает зрителю переосмыслить понимание и восприятие физического мира.
Эль Лисицкий (Лазарь Лисицкий) (1890-1941) - русский живописец, график, дизайнер, автор архитектурных проектов, один из крупнейших мастеров русского авангарда. Развивал передовые открытия современного искусства – теорию и практику супрематизма и конструктивизма. Основоположник дизайна выставочного пространства, при оформлении экспозиций он активно использовал движущиеся установки, фотомонтаж.
Екатерина Левина