Недавно клуб "Кинопризыв" впервые показал зрителям фестивальную версию фильма "Географ глобус пропил". Во время показа корреспондент M24.ru встретилась с режиссером картины Александром Велединским, который рассказал, что бы стало, если "Географа" снимали в Голливуде, сложно ли было Константину Хабенскому "стать" Служкиным и с кем из актеров работать было тяжелее всего.
- Как происходит так, что у фильма появляется две версии: режиссерская и прокатная? Некоторые картины обходятся и без этого.
- Я не знаю, у нас одна версия фильма.
- Но зрителям показали "другую" версию "Географа".
- Это фестивальная. Она ничем не отличается от версии прокатной, кроме того, что на фестивальной версии не "запикана" одна реплика, которая по закону сегодня должна быть "запикана", когда идут коммерческие показы. Существует одна-единственная версия, она и есть режиссерская.
- В чем мораль фильма, или морализаторство – не ваша задача?
- Естественно, не моя задача. Я отвечу, как сказал Алексей Иванов, автор романа. Он сказал, что "Велединский сделал фильм неморализаторский, и каждый зритель имеет полную свободу представить то, что он представлял". Но мораль, естественно, есть, потому что кино без морали – это аморальное кино. И она, на мой взгляд, на поверхности – будь человеком и все.
- Это фильм про школу и для школьников?
- Для всех. Это подтвердил прокат. Это первый фильм, на который вдруг пошли люди старше 30 лет, но очень много и молодых было в кинозалах. Статистика об этом говорит.
Школьница Маша. Фото: nkino.ru
- Легче ли работать с картиной, когда для нее уже фактически есть готовый сценарий? Я имею в виду одноименный роман Иванова.
- Это обманчивая, кажущаяся простота: поскольку у тебя есть первооснова, ты можешь спокойно переносить ее на экран. Чем лучше книга, тем сложнее ее переносить, это сто процентов. Я экранизировал Лимонова, Пьецуха, Иванова и всегда одна и та же проблема. Кино – это другой способ передачи информации, чем литература, вот и все.
- Как вы познакомились с романом "Географ глобус пропил"?
- Я познакомился с ним забавно, потому что читал все книги Алеши, кроме этой. И когда я приходил в книжный магазин и видел название книги, я все время проходил мимо: "Ну, успею еще, успею". Название мне казалось несерьезным для автора "Сердца Пармы", "Золота бунта" и вдруг "Географ глобус пропил". И не решался я ее купить, а потом мне позвонил Валера Тодоровский, продюсер нашей картины, и сказал: "Почитай и скажи что-нибудь". Я купил, вечером позвонил Валере и сказал: "Да, я это хочу".
- "Географ глобус пропил" – это абсолютно русская история? Мог бы такой фильм появиться в Голливуде?
- Он бы имел, наверное, другие акценты, и герой в итоге, если бы в Голливуде, чего-нибудь добился бы и стал директором школы или президентом страны. Все-таки это русская картина.
Географ Виктор Служкин. Фото: nkino.ru
- Почему главным героем стал Константин Хабенский?
- Он абсолютно подходил на эту роль, потому что его портрет нарисовал художник Ломаев на обложке еще в 2003 году, не зная, что будет фильм, и Хабенский будет сниматься. Есть незаменимые. Вот это абсолютно Костина роль.
- В романе герой моложе Хабенского практически на 10 лет. Вас это не остановило?
- Нет, ни капли, даже наоборот. И нас поддержал в этом автор романа Алексей Иванов, который, узнав, что будет Хабенский, сказал: "Прекрасно, я только рад. Повышайте возраст, переносите время действия в наше время, пожалуйста, вы вольны. Я продал права, книга все равно останется хорошей. Если вы сделаете хороший фильм, я буду рад. Если у вас не получится, значит, не получится". Но Иванов очень любит наш фильм, всячески поддерживает и даже защищает его от своих собственных фанатов.
- Есть ли такие моменты, которые Хабенскому не удались?
- Нет.
Географ Виктор Служкин и его друг Будкин. Фото: nkino.ru
- То есть абсолютно все получилось...
- Абсолютно, да, еще даже больше. Он столько придумал сам для этой роли и настоял, например, на прыжке в ледяную воду. Я был категорически против, потому что у него была температура 38, а вода была 5 или 6 градусов. То есть Костя просто жил этой ролью, он был Служкиным.
- Вы сейчас упомянули сцену, в которой географ Служкин и его ученица Маша перебираются через холодную воду. Как она снималась? Это натурные съемки?
- Да, натурные. Она снималась в Пермском крае. Это был один дубль с двух камер. Оставили камеры, объяснили задачу актерам.
- Актеры на самом деле ныряли в воду?
- Конечно. Анфиса (Анфиса Черных - исполнительница роли школьницы Маши - M24.ru) пошла, поскользнулась, упала на камни, Костя бросился к ней, и они стали бороться. Она его била, реально ударила его по лицу во время съемок. С ней была настоящая истерика, вода была ледяная. Я только кричал: "Голову, голову намочи!" Она меня слышит и просто берет и голову в воду опускает.
- Какие эпизоды, на ваш взгляд, труднее всего снимались?
- Наверное, в классе. 30 человек детей и не актеров. Хотя они все очень хорошие, замечательные, но пришлось побороться с ними.
Школьница Маша. Фото: nkino.ru
- А что это за дети были?
- Это пермские школьники и студенты первых курсов. Их отобрали из полутора тысяч, кастинг был очень жесткий.
- Насколько сложно было снимать натурные съемки зимой? Погодные условия не мешали?
- Какая разница, в какое время снимать? Погодные условия нам помогали, потому что нам нужен был снег – шел снег. Зимой световой день короткий, все сцены не успеваешь снять. На следующий день надо снимать продолжение, а мы половину сцен отсняли в снег. Значит, на следующий день тоже должен был быть снег. И он идет как по заказу. Но в сценарии у меня было написано: идет снег, и вдруг вышло солнце, и девочка его фотографирует. Как по заказу оно вышло, мы сразу все бросили, сняли это солнце, как она его фотографирует. То есть сценарий кто-то, кроме нас, там (смотрит наверх) прочитал, у меня такое ощущение. Нам кто-то постоянно помогал с погодой. Кто-то - с большой буквы.
- Сцены на балконе в квартире главного героя - тоже натурные съемки? Это не декорации?
- Да, это не декорации, это благодаря нашему замечательному оператору Володе Башта, который просто настоял снимать именно так. Он и его ассистент висели на люльке на 30-метровой высоте, был страшный ветер, их колбасило. Они, конечно, были застрахованы, "загрипованы", но натерпелись страхов.
- А часто ли вы пересматриваете "Географа"?
- Ни разу еще не смотрел.
- Это принципиальная позиция?
- Да. Года через два.
Заведующая детсадом Сашенька и географ Виктор Служкин. Фото: nkino.ru
- У вас и "Кинотавр" и пять наград на на "Нике"...
- ...И "Орел", и "Белый слон" критики. Все что можно.
- Вы этого ожидали, когда работали над фильмом?
- Мы этого хотели, мы на это были нацелены и все делали для этого, естественно. Я шучу сейчас, вы же понимаете. Когда снимаешь фильм, нельзя думать о призах. Думаешь только о том, чтобы честно сделать и успеть снять. Мы весь фильм сняли за 34 съемочных дня. Это очень мало.
- Над каким фильмом вы сейчас работаете?
- Сейчас я приступаю к работе над сценарием по роману Захара Прилепина "Обитель", свежий его роман. Мы с ним три года назад летали на Соловки, придумали тему, вокруг которой будут развиваться действия, и Захар три года писал роман. Сейчас он его закончил. Очень мощное произведение. И вот к этому мы сейчас подбираемся потихоньку с продюсерами.
- Какие русские фильмы нравятся лично вам?
- Я всеядный. Обожаю фильм "Зеркало" и люблю "Белое солнце пустыни", "Осенний марафон» и "Полеты во сне и наяву", "Андрея Рублева" и "Бриллиантовую руку". Мои вкусы очень широки.
- Вы смотрели картины конкурентов, например, на "Нике", "Кинотавре"?
- Да, много видел, мне очень понравилась картина "Горько!". Мне нравится то, что делает Боря Хлебников вообще и, в частности, эта картина. Мне очень понравился фильм "Рассказы" Миши Сегала, но он был раньше на год. Я боюсь кого-то забыть. Мне нравится, что делает Попогребский, Герман-младший, то есть все те имена, которые вы и так знаете. Это все мои товарищи и коллеги.
Екатерина Кадушкина