Новости

Новости

29 мая 2014, 17:44

Экономика

Аттракцион и городской транспорт: 5 неожиданных фактов об эскалаторах

Фото: city.ac.uk

Более века назад – 29 мая 1900 года – американская компания OTIS зарегистрировала торговую марку "Эскалатор". До начала 1950-х слово так и использовалось для обозначения бренда, но затем перекочевало "в народ" – эскалаторами стали называть все движущиеся лестницы.

Редакция M24.ru собрала 5 фактов о чудо-машине. О том, где эскалатор используют в качестве городского транспорта, можно ли прокатиться на лестнице-спирали и как должен был работать эскалатор-треугольник – в нашем материале.

Домой на эскалаторе

В Гонконге есть эскалатор, который используется как общественный транспорт, а по совместительству является еще и самой длинной движущейся лестницей в мире.

Central-Mid-Levels escalator and walkway system был построен в 1993 году – чтобы обеспечить удобное транспортное сообщение между несколькими районами Гонконга. Его общая протяженность составляет 800 метров, время поездки по Central-Mid-Levels занимает около 20 минут. Пассажиров здесь максимально поднимают на 135 метров над землей.

Фото: пользователь flickr.com / Robyn Lee

Система из двух десятков крытых эскалаторов и траволаторов, протянувшихся вдоль города, доставляет жителей города в районы, расположенные на холмах, и офисы, находящиеся на побережье. Занесенный в Книгу рекордов Гиннеса эскалатор следует через престижные районы Сохо и Голливуд Роад, так что туристов здесь тоже полно.

Прокати меня еще!

Первый в мире эскалатор был аттракционом – его в 1894 году установили в нью-йоркском парке Кони-Айленд. Ни ступеней, ни поручней у машины не было, и представляла она собой абсолютно гладкое движущееся полотно.

Когда эскалатором впервые снабдили станцию подземки, он поначалу продолжал выполнять развлекательную функцию. Движущаяся лестница (уже со ступенями и поручнями) появилась в лондонском метро в 1911 году и вызвала небывалый ажиотаж у жителей столицы Туманного Альбиона: говорят, пассажиры садились в метро, только чтобы прокатиться на необычной чудо-лестнице.

Фото: ltmcollection.org

В лондонских газетах начала века даже писали, что люди выходили из поездов на станции, оснащенной диковинными механическими лестницами, поднимались на них вверх, а затем снова спускались в метро, чтобы сесть в следующий состав.

Слово "эскалатор" (escalator) - английское, но образовано от французского "escalade", что означает "штурмовая лестница". Свое окончание термин позаимствовал от "элеватора" (elevator).

Закрученный в спираль

Винтовые лестницы тоже могут двигаться: в некоторых городах устанавливаются сегодня не только традиционные – прямые – эскалаторы, но и спиралевидные.

Первый в мире спиральный эскалатор был разработан в 1985 году. Сейчас в торговых центрах, отелях и художественных галереях по всему миру работают несколько десятков таких лестниц. В частности, экзотическую машину удастся встретить в японской Иокогаме и на Times Square в Гонконге.

Фото: mitsubishielevator.com

Спиральные эскалаторы не только выглядят красиво и необычно, но еще и экономят площадь – ведь они занимают куда меньше места, чем их прямые "собратья".

Согласованность скоростей разных участков спирального эскалатора обеспечивает постепенное перемещение виртуальных точек поворота его ступеней. Радиус поворота, кроме того, меняется несколько раз за цикл.

Простор для творчества

В 2010 году профессор лондонского университета Джек Леви изобрел и запатентовал… "волнистый" эскалатор. Свою инновацию он окрестил левитатором, но на рынок удивительная штука так и не попала – заинтересовавшихся партнеров, предпринимателей и архитекторов пока не нашлось.

Фото: city.ac.uk

Технология "волнистого" эскалатора позволяет создавать движущиеся лестницы самой свободной формы – не только спиралевидные, но и с разными изгибами, например. Основу левитатора составляет непрерывная замкнутая цель изогнутых модулей, которые способны разглаживаться прямо во время перемещения пассажиров.

Левитатор. Видео с YouTube-канала City University London

Сам Леви писал, что левитатор может отлично пригодиться в музеях и других сооружениях культурного и исторического наследия: систему можно установить прямо поверх ступеней обычной лестницы, не нарушив при этом планировки старинного здания.

Главные эскалаторы мира

Изобретателем эскалатора считается американец Джесс Рено, запатентовавший свою машину в 1892 году

Самый первый эскалатор появился в 1894 году в парке Кони-Айлен в Нью-Йорке и был аттракционом

Самый первый эскалатор в метро появился в Лондоне в 1911 году - на станции Earl’s Court

Самый длинный эскалатор находится в Гонконге (его протяженность - 800 метров)

Самый длинный эскалатор в метро находится в Санкт-Петербурге на станции "Адмиралтейская". Его наклонная часть составляет 137,4 метра. В Москве длинней всех эскалатор на станции "Парк Победы", протяженность - 126 метров

Самый короткий эскалатор находится в японском городе Кавасаки, расположенном к югу от Токио. Его можно найти в одном из торговых центров. Длина крошечного эскалатора - всего 83 сантиметра

Самые старые эскалаторы – в лондонском метро на станции Greenford (у него деревянные ступени, эскалатор был установлен в 1947 году) и в московском на станции "Бауманская" (установлен в 1944 году)

"Бермудский" треугольник

Несмотря на то, что официально датой изобретения эскалатора считается 1892 год, инженеры начали фантазировать на тему движущихся лестниц задолго до этого момента. К примеру, в 1859 году американское патентное ведомство выдало Натану Амесу патент на такую машину, но только выполненную в форме... треугольника.

Фото: theelevatormuseum.org

Бесконечный эскалатор мог одновременно и поднимать пассажиров, и спускать их.

Согласно "эскалаторному этикету", стоять на движущейся лестнице нужно справа, а проходить – слева. Это негласное правило соблюдается во многих странах мира. А возникло оно еще в 1911 году – когда в Лондоне появился первый эскалатор метро.

Анна Теплицкая

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика