Фото: ИТАР-ТАСС
В Москве появятся первые "умные" светофоры, которые будут "ждать" пешеходов, "оттягивая" переход на красный свет на 15 - 30 секунд, рассказал M24.ru член комиссий по организации и безопасности дорожного движения Зеленограда и СЗАО Москвы Константин Антонович. По его словам, в июле этого года пилотный проект запустится в Зеленограде, на нескольких пешеходных переходах на Центральном проспекте и улице Логвиненко. По словам Антоновича, эксперимент пройдет за счет инвестора. Если он окажется успешным, "умные" светофоры могут появиться по всему городу.
Константин Антонович рассказал, что с двух сторон пилотных переходов планируется вмонтировать в асфальт датчики, которые будут следить за передвижениями пешеходов. Если зеленая фаза светофора начнет подходить к концу, а поток пешеходов, пересекающих "зебру", не уменьшится, датчики дадут светофору сигнал задержать красную фазу на 15 - 30 секунд. "Разумеется, светофор для пешеходов не будет гореть постоянно, даже если людей много, - сказал Антонович. - Мы установим ограничения в зависимости от оживленности улицы, от 15 до 30 секунд".
Замруководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы Дмитрий Калужский сказал M24.ru, что ведомство оценит результат работы светофоров. "Если мы поймем, что эта мера помогает улучшить безопасность дорожного движения, возможно, мы объявим конкурс для закупки оборудования по всей Москве", - отметил Калужский.
Председатель Союза пешеходов Владимир Соколов считает, что увеличить длительность зеленого сигнала для пешеходов необходимо. "Цикл отсчета времени на светофорах на 15-20% меньше секунды. То есть, если вы видите на табло цифру "20", на самом деле у вас 16 секунд. Сейчас пешеход вынужден переходить дорогу в повышенном темпе – минимум 5 км в час. Ширина "зебры" составляет всего 4 метра. Люди идут в несколько рядов и не успевают пересечь дорогу", - отметил Соколов.
По словам Соколова, сегодня зеленый свет горит на московских светофорах, минимум, 10 секунд – на двухполосных дорогах, максимум - 40 секунд.
Завкафедрой транспортной телематики и робототехники МАДИ Владимир Власов, тем временем, выразил опасение, что автоматические датчики движения пешеходов могут стать причиной заторов на дорогах, так как работа светофоров в Москве синхронизирована. "Режимы выстраиваются на основе статистики - насколько интенсивны транспортный и пешеходный потоки. У каждого светофора сегодня есть минимум четыре фазы – в зависимости от времени суток. Например, утром автомобильный поток интенсивный - красный свет горит долго. В обед больше пешеходов – дольше держится зеленый. Ночью же может остаться только мигающий желтый сигнал", - отметил эксперт.
В случае с пешеходными датчиками в режим работы светофора будет закладываться случайный фактор – наличие пешехода на переходе. "Это ломает всю систему управления и сбивает транспортные потоки. Если красный свет будет гореть дольше, то на перекрестке начнут скапливаться машины", - пояснил Власов.
Напомним также, что в этом году московские власти планируют оснастить светофорами 600 нерегулируемых переходов. Для 250 столичных перекрестков закупят 1 тысячу временных передвижных светофоров. Еще 740 светофоров оборудуют табло отсчета.
Марина Курганская, София Сарджвеладзе