Новости

Новости

27 июня 2014, 18:51

Культура

Судьба провинциалки и побег сына: короткометражки на ММКФ

До закрытия 36-го Московского международного кинофестиваля остается всего день. Одним из показов, который организаторы припасли "на сладкое", стала конкурсная программа короткого метра. Корреспондент M24.ru посмотрел шесть авторских картин, из которых жюри предстоит выбрать главную мини-ленту этого года.

Смотреть короткометражки всегда и интересно, и мучительно: с одной стороны, за полтора-два часа тебе показывают не одну историю, а сразу несколько, с другой – каждую из них в отдельности ты еле успеваешь "переварить".

В конкурсе короткого метра ММКФ в этом году участвуют мрачная драма "Четырнадцать шагов" (Россия), лесная фантазия "Динозавры здесь больше не живут" (Испания), кровавый мини-триллер "Всепрощение" (Австралия), крымско-татарская история "Вернуться с рассветом" (Украина), мелодрама "Ах, Кьяра!" (Франция) и камерная зарисовка "Не для записи" (Германия).

"Четырнадцать шагов", Россия

Зрителей, привыкших к тому, что короткометражка – это стремительное развитие событий, понятная "канва" и быстро сменяющие друг друга кадры, картина "Четырнадцать шагов" смутит с первых же минут.

Здесь нет подробных диалогов, которые разложат по полочкам происходящее на экране, или коротких, но информативных сцен. Зато есть атмосфера – мрачная, гнетущая, напряженная, которую "рисуют" слегка растянутые кадры, способные показаться неискушенному зрителю ненужными или даже лишними.

Вообще, я не очень люблю короткий метр. У меня этот фильм и не получился совсем коротким – он длится 37 минут.

Дело в том, что 95 процентов короткометражек – это то, что можно написать в одном предложении. Но если что-то можно написать в одном предложении, то зачем об этом снимать кино?

Максим Шавкин
Режиссер

Молодая девушка Аня учится в московском институте и живет в общаге. Сама она приехала с периферии, но былую жизнь стремится загнать подальше в глубины памяти. Аня всеми силами "душит" в себе провинциалку, стараясь не вспоминать о прошлом, и давным-давно перестала приезжать к отцу с матерью. "У меня график работы плотный. Не смогу навестить", - говорит она, провожая на вокзал гостившую в Москве сестру. Правда, отправляя родственницу домой, Аня сует ей деньги – чтобы родителям передала.

Заработок у девушки достаточно сомнительный, зато вполне стабильный – она перепродает студентам задачки и курсовые по линейной алгебре. А еще у Ани есть парень – добрый, влюбленный и достаточно респектабельный москвич Паша.

Аня собирается вот-вот перевезти вещи к своему молодому человеку, когда узнает, что в Москве объявилась ее старая – провинциальная – любовь. Романтическую историю, которая связала Аню с мужчиной, зрителю узнать не суждено, но становится очевидным, что героиня испытывает к "человеку из прошлого" смешанные чувства: одновременно и боится встречи с ним, и жаждет ее.

Фото предоставлено режиссером

Нехитрый сюжет "укутан" в целую паутину мелочей и деталей, которые кадр за кадром раскрывают зрителю характеры персонажей. Звуки, манера съемки, предметы, попадающие в объектив, – все это, наслаиваясь друг на друга, создает особенный мир, в котором существуют герои фильма.

Мрачные городские пейзажи, темная грохочущая железная дорогая, унылая общага с ободранным кафелем в ванной и заляпанным зеркалом. В "Четырнадцати шагах" значима каждая мелочь, любая деталь, всякий, казалось бы, "затянутый" кадр. С их помощью Максим Шавкин добивается "атмосферности".

Кстати, в фильме есть отличная сексуальная сцена – причем без обнаженки, которую режиссеры пихают в каждый второй фильм. Снято все, между тем, очень натурально и естественно и, как рассказал нам Максим, одним кадром.

Этот фильм – пластичный, а не драматический. В драматической картине все завязано на истории. Но дело в том, что написать интересную историю, создать хорошую драматургию - это не проблема. А кино – оно не про это. Кино – это, в первую очередь, пластика, работа со временем. Взгляды, лица, пространство – все в кино должно взаимодействовать друг с другом, чему яркая (грубая) драматургия зачастую мешает, отвлекая внимание лишь на себя.

В "Четырнадцати шагах" переживания героев выражены через взаимодействие актеров с пространством, через пластику, через окружающую действительность. Все это играет вместе с артистами.

Одно дело – когда героиня говорит: "Привет, я Маша, я рассталась с Пашей, сделала аборт, люблю Петю, сожгла дом...". На этом построено абсолютное большинство фильмов. Таким образом драматургия запускает механизм своего "давления", и зритель смотрит уже не кино, а иллюстрацию драматических событий. Пластика фильма тут же отходит на второй план, и зритель попадает в рамки.

Между тем, в жизни мы, в общем-то, редко проговариваем то, что нас действительно волнует и помещает в состояние "исключенности" (которое как раз и является состоянием кино). Состояние "исключенности" создает кинематографическое течение времени, отличное от реального, бытового. В этом состоянии меняется окружающий мир, меняется физика - и все это может являться средством выразительности.

Совсем другое дело – когда все необходимые для повествования элементы зритель может узнать с помощью других средств: деталей, мелочей, механики жизни, вместе с героем "проходя" фильм и раскрывая все, что происходит в нем, "по следам".

Максим Шавкин
Режиссер

Погрузиться в переживания героев помогают крупные планы, которыми "грешит" фильм. А еще складывается впечатление, что короткий метр режиссеру явно "мал" - слишком много эмоций и смысла он старается вместить в его узкие рамки. Тем лучше: значит, впереди у Максима – полный метр.

"Динозавры здесь больше не живут", Испания

Пожалуй, на фоне остальных картин конкурса мини-лента Мигеля Анхеля Переса Бланко смотрится слабее всего – несмотря на свою красочность. Во всяком случае, зритель не найдет здесь той глубины, которая откроется в других короткометражках.

Молодая пара по пути домой отправилась на лесную прогулку. Бросили машину, пошли "размять ноги", взяли с собой любимую собаку, чтобы побегала. Внезапно Блюз (так зовут собаку) пропадает из виду. И, как ни стараются молодые люди, отыскать лабрадора им не удается.

Хуан и Элиса ночуют в лесу в надежде, что пес вернется, но этого не происходит. Девушка долго (и, надо сказать, достаточно нудно) плачет и жалуется, что они надоели Блюзу. Ее домыслы "скатываются" к выводу о том, что и она, наверное, уже давно надоела своему парню.

"Моя лента посвящена тому чувству незащищенности и страха, которое не покидает сегодняшнюю молодежь", - рассказал на пресс-конференции режиссер картины Мигель Бланко.

Фото: ИТАР-ТАСС

"Всепрощение", Австралия

Безусловно, "Всепрощение" - самая эффектная короткометражка конкурса ММКФ. Здесь есть трюки, съемки с воздуха, а еще... много крови.

Святой отец, направляясь по своим делам, по неосторожности сбивает на пустынной лесной дороге человека. Испуганный и взволнованный, мужчина обнаруживает, что пострадавший жив. Священник судорожно ищет телефон, чтобы вызвать помощь, но его трубка села, так что приходится взять мобильник из кармана окровавленного татуированного тела, валяющегося на тропе – несмотря на его протесты.

Дожидаясь ответа скорой, отец с ужасом обнаруживает, что сбитый им человек, судя по всему, жестокий убийца: во внутреннем кармане куртки у него лежит целый ворох фотографий жутко обезображенных женщин. Не слушая вялые стоны пострадавшего, заявляющего, что фотографии не его, и требующего исповеди, священник бежит к машине мужчины, в багажнике которой видит новые свидетельства своей страшной догадки о том, что татуированный парень – убийца.

Духовное испытание священника, снятое Джедом Хабером, длится 15 минут. Фильм короткий, но кровавый.

"Вернуться с рассветом", Украина

Красивая, размеренная и очень качественная лента рассказывает историю крымско-татарской семьи – отца и сына. Они живут на краю мира, где кроме них, кажется, нет ни души. Угнетенный своей жизнью молодой человек стремится вырваться из оков забвения и уехать, но отец все никак не хочет его отпустить.

Фильм Наримана Алиева, по мнению экспертов, является одним из фаворитов программы.

Кадр из фильма. Фото: oiff.com.ua

"Ах, Кьяра!", Франция

О тяжелой актерской судьбе рассказывает французская мелодраматичкая короткометражка "Ах, Кьяра!". Картина Эвы Перволовичи основана на реальной истории девушки, которая, отправившись на прослушивание, вынуждена столкнуться лицом к лицу с душевной травмой, только успевшей зажить.

Чилийскую девушку просят пройти необычный кастинг – вместо того чтобы прочесть текст, который даст сценарист, она должна сама придумать и разыграть сценку. Причем разыграть так, чтобы ее страдания (а именно о страданиях должна быть импровизация) оказались поняты не через слова, а через язык тела.

Не придумав ничего абстрактного, девушка вспоминает и заново переживает трагедию, которая на самом деле произошла в ее жизни – молодой человек чилийской актрисы несколько месяцев назад покончил с собой.

"Не для записи", Германия

Два актера, нехитрый реквизит и закрытое пространство – немецкая лента стала самой минималистичной на конкурсе. Зато подумать здесь есть о чем: Марсель Мораст говорит о тяжелых воспоминаниях, под грузом которых нельзя идти вперед, настойчивых собеседниках, свободе, которая бывает и близко, и далеко одновременно.

Камерная короткометражка ретроспективна: она стилизована под прошлый век, когда диктофоны были размером с чемодан и записывали звуки на круглые кассеты с тонкой пленкой.

Анна Теплицкая

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика