Фото: m24.ru
Москва и область объединят свои градостроительные планы на единой карте. Об этом M24.ru сообщил источник в стройкомплексе столицы. В частности, в единое геоинформационное пространство Москвы, публичная часть которого доступна на "Электронном атласе", добавят основные автомобильные и железнодорожные магистрали Московской области, а также спутниковую съемку региона и 3D-панорамы подмосковных магистралей. Предполагается, что составление транспортной карты Москвы и области позволит регионам совместно решать дорожные проблемы, например, планировать хордовые связи между МКАД и "бетонками", чтобы разгрузить вылетные магистрали или строить дороги в обход подмосковных городов. Будут ли карты доступны обычным интернет-пользователям, неизвестно.
Столица и область объединят свои планы по транспортному развитию в том числе на единой карте, рассказал собеседник M24.ru. Это позволить интегрировать транспортные коммуникации Москвы и Подмосковья "в региональную систему автомобильных дорог и пригородно-городского общественного транспорта". Благодаря общей дорожной схеме регионы будут вместе планировать строительство трасс в обход подмосковных городов, новые дороги из Москвы в область, хордовые связи между МКАД, Малым и Бобльшим московскими кольцами, которые разгрузят вылетные магистрали. Карта позволит повысить эффективность оценки стоимости строительства и уменьшить затраты при реализации инвестиционных проектов, сказал источник.
Кроме того, как отметил собеседник M24.ru, дополненные карты планируется использовать в информационных ресурсах всей московской агломерации, а значит схемами будут пользоваться как столичные, так и областные чиновники. Таким образом, Москве и области не придется дублировать свои проекты на отдельных электронных картах, вместо этого субъекты будут пользоваться едиными схемами.
К декабрю 2014 года на электронном атласе появятся схемы большинства основных автомобильных и железнодорожных магистралей. В частности, в систему градостроительного планирования должны занести участки 10 вылетных магистралей: Егорьевского, Новорязанского, Ярославского, Горьковского, Симферопольского, Калужского, Киевского, Минского, Новорижского, Ленинградского шоссе. Участки будут ограничены МКАД и Большим бетонным кольцом. При составлении схем должны учитываться данные мобильного лазерного сканирования магистралей, которые позволяют делать высокоточные 3D-панорамы. Отметим, что аналогичное сканирование проводилось при создании 3D-панорам Москвы в 2013 году.
Также планируется составить схемы всех 11 направлений магистральных железных дорог, проходящих через область. Участки также будут ограничены большой "бетонкой".
Помимо схем и фотоснимков основных магистралей, на электронную карту также планируется добавить спутниковую съемку Подмосковья общей площадью порядка 17,7 тысяч кв. метров. В данный момент на атласе космическая съемка области отсутствует. На единую карту московской агломерации будет потрачено более 100 млн рублей.
Отметим, что на сегодняшний день электронный атлас активно используется городскими чиновниками для градостроительного планирования. В конце 2013 года его дополнили точными 3D-панорамами, чтобы чиновники могли проводить расчеты на местности, а в 2015 году на атласе появится возможность добавлять трехмерные модели градостроительных объектов.
Отметим, что федеральные власти потребовали от Москвы и области разработать единый Генеральный план, он должен быть утвержден до 31 декабря 2014 года. Поэтому, по словам экспертов, единая транспортная карта московской агломерации крайне необходима, тем более, что сейчас у столицы и Подмосковья множество транспортных проектов, затрагивающих оба региона: это и реконструкция вылетных магистралей, и строительство ЦКАД.
Напомним, в 2013 году было принято решение о реконструкции несколько трасс, которые идут из Москвы в Подмосковье. Так, Пятницкое шоссе планируется расширить до шести полос, а Каширское до четырех в Ленинском муниципальном районе. До четырех полос будет расширена и дорога "Шереметьево-1" - "Шереметьево-2" в Химках. Между тем средств на эти проекты у области не хватает, по Пятницкому шоссе, к примеру, она ведет переговоры о финансировании с Москвой и частными инвесторами. При этом Москва и область хотят сделать общий проект планировки "территории нового направления трассы".
Заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Мухортиков отметил, что строительство практически всех дорог в Подмосковье на 80-90% финансируется из федерального бюджета. Правда, он довольно медленно выделяет области средства, в то время как Москва строит трассы за свой счет, отчего реконструкция, к примеру, вылетных магистралей в столице проходит быстрее. Согласно адресно-инвестиционной программе на 2014 - 2016 годы, Москва за три года построит 200 км трасс. Подмосковье планирует построить менее 175,4 км дорог до 2018 года, при этом только обходных дорог региону требуется 500 км. На госпрограмму "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" до 2018 года область просит более 100 млрд рублей из федерального бюджета.
Бывший глава НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко отметил, что на московских вылетных магистралях ситуацию значительно могли бы облегчить дополнительные въезды в Москву. "Речь идет о небольших дорогах - по две полосы в каждую сторону, которые закладывались еще в 1960-70-е годы, они сейчас служат просто как магистрали в поселениях Подмосковья и не выходят на МКАД, но если их продлить, то они могли бы стать дополнительными въездами в город", - пояснил Ткаченко. По его словам, такой проект Москва и область должны будут финансировать совместно - все, что касается развязок и подхода к ним в столице, будет финансироваться из городского бюджета, строительство же на территории Подмосковья - из областного при поддержке федеральных властей.
Как полагает начальник отдела организации движения Центра исследования транспортной инфраструктуры Александр Кулаков, одним из важных проектов московской агломерации является строительство ЦКАД. "Эта дорога, конечно, не разгрузит вылетные магистрали, но при этом она однозначно улучшит ситуацию на МКАД, куда сейчас вынуждены выезжать грузовые потоки, поскольку у них практически нет альтернатив. Когда построят ЦКАД, которая будет скоростной, то она примет на себя эти потоки", - отметил эксперт.
По его словам, основное финансирование по ЦКАД лежит на федеральном бюджете, поскольку это дорога федерального значения. "Вообще это распространенная ситуация, когда дороги в области финансирует бюджет страны, поскольку эти дороги нужны в масштабах федерации и лежат на федеральных землях. Областной бюджет, в основном, занимается участками, граничащими с поселениями", - рассказал Кулаков.
Напомним, что в конце августа 2014 года началось строительство участка ЦКАД от автодороги М-4 "Дон" до автодороги М-1 "Беларусь", предусматривающий увеличение числа полос движения с четырех до шести. Длина отрезка первой очереди составит 118,5 км, а всего строительство 530 км. Объем инвестиций в строительство дороги составит порядка 300 миллиардов рублей.. Но Москва пока не планирует вкладывать городские средства в этот проект.
Дарья Миронова, Марина Курганская